Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
В скором времени любителей алкоголя и табака ждет новый неприятный сюрприз. Первый вице-премьер Виктор Зубков сообщил, что государству необходимо найти новые источники пополнения бюджета в этом и в следующем году. Задача действительно актуальная, если учесть, что собираемость налогов падает (за первые пять месяцев 2009 года налоговые поступления снизились на 32%), а правительству приходится пересматривать параметры бюджетного дефицита в сторону увеличения. Чтобы компенсировать потери бюджета, власти намерены значительно индексировать акцизные ставки, в том числе на пиво, алкоголь и табак.
Решение абсолютно логичное и вполне ожидаемое, особенно если вспомнить, что поступления от акцизов на пиво, табак и алкоголь традиционно занимают верхние строчки в доходных статьях бюджета, уступая разве что доходам от продажи энергоносителей.
Заявление Виктора Зубкова о необходимости в несколько раз увеличить акцизные сборы буквально ошарашило участников рынка. Производителям алкоголя вновь стал мерещиться призрак спиртовой госмонополии, а «табачники», стойко сносившие ежегодные повышения акцизов, назвали демарш правительства губительным для рынка.
Впрочем, правительство вряд ли решится единовременно повысить ставку акциза в несколько раз. Скорее всего, этот процесс растянется на несколько лет (показатель «в несколько раз» будет достигнут к 2012 году), хотя и пойдет опережающими темпами по сравнению с предкризисными годами. В 2010 году акцизные ставки для производителей крепкого алкоголя могут возрасти примерно на 16%, для пивоваров – на 18%. Намеченное на 2010 год опережающее повышение ставок для производителей сигарет можно и вовсе назвать незначительным - +8%, по сравнению с уже запланированным. Но в последующие годы темпы прироста акцизных ставок, скорее всего, возрастут. Кстати, 2012 год в качестве срока завершения «акцизной реформы» выбран не случайно – по мнению ряда аналитиков, это расчетный период исчерпания резервного фонда, то есть время, когда правительство уже не сможет латать дыры в бюджете за счет накоплений, сделанных в предкризисные годы.
Впрочем, правительство понимает, что механическое повышение акцизов вовсе не обязательно повлечет за собой рост поступлений в бюджет, именно поэтому г-н Зубков назвал легализацию алкогольного рынка «ключевой задачей».
Борьбу с нелегальным и контрафактным алкоголем государство ведет уже не один год, правда, не очень успешно. В последние три-четыре года установился своеобразный паритет – легальный и нелегальный алкоголь занимают примерно равные доли рынка, порядка 50%. Однако, по мнению экспертов, перевес в этой борьбе постепенно склоняется на сторону нелегалов. В прошлом году, по официальным данным, крепкого алкоголя было произведено около 121,4 млн дал, а продано через розничную сеть порядка 177,6 млн дал. При этом официальная статистика однозначно показывает, что производство крепкого алкоголя год от года снижается, а отраслевые эксперты уверяют, что потребление алкоголя в стране и не думает падать.
Зато падают доходы казны, и это несмотря на то, что государство год от года повышает ставку алкогольных акцизов. Так, в 2008 году акцизная ставка была повышена на 7%, в 2009-м – на 10%. Но, по словам первого вице-премьера, «за пять месяцев 2009 года объем начисляемых акцизов сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,6%, а фактическое поступление акцизов в бюджет за тот же период снизилось на 12,8%». Иначе говоря, необходимо усиление контроля над отраслью. Правда г-н Зубков сразу оговорился – вопрос о введении спиртовой госмонополии не рассматривается. Контроль будет поручен созданной в начале этого года Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкорегулирование). Структура завершает организационный период и вот-вот приступит к работе.
Конечно, само по себе создание новой структуры не способно изменить ситуацию на рынке. Успех или неуспех в борьбе с нелегальной и контрафактной продукцией во многом будет зависеть от инструментария, с помощью которого будет действовать Росалкорегулирование. Не исключено, что государство будет требовать гарантии уплаты акциза и НДС при выдаче федеральной специальной марки (ее часто называют акцизной), или вообще введет механизм предоплаты акциза при выдаче акцизной марки. В проекте и усиление контроля над перевозками спирта, не исключен такой шаг, как обязательное лицензирование спиртоперовозок и введение уголовной ответственности, если данные о трансферте не будут зафиксированы в ЕГАИС.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции