Игорь Константинов, публицист (Таллин) - специально для РИА Новости
Эстонский Центр информации по правам человека на этой неделе провел в Таллине круглый стол под названием «Принципы равного обращения и образование на русском языке в Эстонии». Несмотря на то, что организатор мероприятия не слишком обласкан со стороны КаПо (Полиция безопасности Эстонии) и даже числится в списке неблагонадежных организаций, практически никто из тех, кто был приглашен для обмена мнениями – журналисты, ученые, чиновники, учителя – не отказался от участия в форуме. Проект, который был представлен Центром, звучал весьма ободряюще: «Создание условий для сохранения образования на русском языке в Эстонии через внедрение европейских антидискриминационных принципов».
Отметим, что из 1,3 млн. жителей страны 31% составляют иноязычные, подавляющее большинство из них – русские. В школах в прошедшем учебном году обучалось чуть менее 150 тысяч человек, около четверти из них – в школах нацменьшинств. Тем не менее с 1 июля в Министерстве образования и науки Эстонии решено ликвидировать специальный отдел по работе со школами национальных меньшинств (официально - по причине нехватки средств: правительство уже дважды в этом году пересматривало бюджет в сторону его значительного сокращения).
Суть проблемы, если не углубляться в детали, заключается в том, что, согласно планам министерства образования, в самое ближайшее время русские старшеклассники должны будут изучать на эстонском языке не менее 60% всех предметов. Хотя уже сейчас ощущается острая нехватка квалифицированных педагогов, способных преподавать предметы на государственном языке: большинство русских учителей сдать языковой экзамен на соответствующий уровень не могут и поэтому будут в скором времени вынуждены отказаться от работы в 10-12 классах (эти классы в Эстонии относятся к гимназическим).
Никто, как это выяснилось в ходе круглого стола, всерьез не изучал уровень владения теми предметами, которые уже изучаются русскими старшеклассниками на неродном для них языке. Если добавить сюда то обстоятельство, что из эстонского законодательства постепенно ушло само понятие «школа национального меньшинства», а также перспективные планы по реорганизации школьной системы (проект новой редакции Закона о школе юридически разделяет понятия «основная школа» (1-9 класс) и «гимназия» (10-12 класс) и даже запрещает этим учебным заведениям находиться в одном здании), то становится понятным пессимизм большинства присутствовавших относительно перспектив иноязычного образования в Эстонской Республике.
Председатель Палаты представителей национальных меньшинств и известный социолог Рафик Григорян не стал утешать аудиторию. По его мнению, страна идет уверенными шагами в сторону дальнейшей люмпенизации национальных меньшинств. На конкретных примерах и статистических результатах Григорян обосновал свою точку зрения. Судя по реакции зала, этот прогноз не стал новостью: то, что ситуация в образовательной сфере давно перестала быть нормальной, понимают в Эстонии многие.
Сейчас в республике насчитывается 59 иноязычных общеобразовательных учебных заведений (только одно из них не является русским). Кроме того, 13 школ имеют параллельные классы с двумя языками преподавания, и есть одна еврейская гимназия. Все эти школы, если они захотят стать «гимназиями нового типа», должны будут срочно заполнить вакансии преподавателей-билингвов.
Можно ли остановить реформу русских школ, например, в эстонском суде? На этот вопрос дал однозначный ответ юрист Сергей Середенко: «Нет». На счету Середенко есть несколько дел, касающихся русских школ. Половина из них им выиграна, но это не меняет сути: эстонское законодательство в сфере образования настолько запутано и противоречиво, что при желании выяснять отношения в суде можно бесконечно.
Мстислав Русаков, юрист Центра информации по правам человека видит выход только в деятельности профессиональных союзов. Через них учителя русских школ могли бы защищать свои права, но для этого нет самого главного – инициативы снизу. Учителя настолько подавлены деятельностью языковых инспекций (выписывающих бесконечные предписания и штрафы), большой нагрузкой и кризисом вообще (с 1 июля всем педагогам Эстонии уже сократили зарплату на 4%), что выступать за свои законные права они попросту не станут. А это, в свою очередь, означает, что русские школы Эстонии ждет постепенное угасание.
Этому будут способствовать и отсутствие новых кадров (выпускники педвузов не торопятся идти работать по специальности), демографический провал в целом и постоянно растущая доля русских по национальности учеников в школах с эстонским языком обучения. Пока это чуть более 5% от всех учеников, но наблюдается тенденция к росту.
Представители Центра, тем не менее, не теряют надежды найти выход – компромиссное решение, которое устроило бы и государство, и национальные меньшинства. Пока взят тайм-аут на несколько месяцев. Уже осенью планируется провести в Таллине еще один круглый стол и привлечь к нему тех, кто в эстонском государстве имеет реальные рычаги управления.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции