ГАВАНА, 9 июл - РИА Новости, Олег Вязьмитинов. С момента возобновления выдачи лицензий на частный извоз в декабре прошлого года на Кубе появились почти 3 тысячи новых частных такси, сообщила газета "Гранма".
Власти приостановили выдачу лицензий частным лицам на право оказания транспортных услуг в октябре 1999 года. Считалось, что индивидуальные перевозчики способствуют развитию "черного" рынка топлива. В конце 2008 года специальным декретом министерства транспорта выдача лицензий была возобновлена.
До декабря прошлого года в стране действовали около 3,5 тысячи лицензий на транспортные услуги, выданные частным лицам. После возобновления выдачи лицензий их получили еще около 2,9 тысячи человек, около 1,3 тысячи заявок находятся на рассмотрении. Большинство заявок было подано в Гаване (около 30%).
Работа таксистов на собственных машинах строго регламентирована: в сельской местности водители должны следовать установленным маршрутам и соблюдать расписание движения. Цена на услуги устанавливается местными органами власти, они же занимаются распределением топлива.
В городах правила устанавливаются более мягкие - водители определяют маршруты следования по согласованию с клиентом, однако вынуждены приобретать горючее на общих основаниях. Кроме того, определены места для стоянки такси.
Первые месяцы после возобновления выдачи лицензий на частный извоз определили и наиболее частные нарушения, которые совершают водители. По данным властей, это управление транспортным средством лицом, не указанным в лицензии; нарушение ценовой политики водителями грузовых такси, а также превышение предельно допустимого числа пассажиров в салоне автомобиля.
Нарушителям грозят штрафные санкции вплоть до временного (до одного года) аннулирования лицензии. В случае повторения нарушений лицензия может быть отозвана.
УЕХАТЬ НА ПОПУТКЕ
Транспортная проблема на Кубе остается одной из самых острых в связи с нехваткой как автотранспортных средств, так и запасных частей к ним. Блокада Кубы со стороны США затрудняет, а подчас и делает невозможной закупку и доставку авто- и мототехники, а также железнодорожного оборудования.
Власти принимают активные меры по развитию альтернативных способов разрешения транспортной проблемы. Учитывая, что одним из наиболее острых вопросов остается междугороднее сообщение, на многих загородных трассах были организованы специальные остановочные пункты для государственного транспорта (автобусов, минивэнов и переоборудованных под пассажирские перевозки грузовиков).
На этих пунктах сотрудники особых дорожных служб останавливают машины с государственными номерами, и, при наличии такой возможности, помогают пассажирам уехать в попутном направлении.
Кроме того, в Гаване водители сами охотно и зачастую бесплатно подвозят пассажиров. Нередко в утренние и вечерние "часы пик" на самых оживленных перекрестках скапливаются желающие уехать на попутном транспорте. Правда, подчас ожидание занимает много времени, и некоторые жители пригородов Гаваны, работающие в столице, вынуждены добираться на работу и домой по полтора-два часа.
ОТ АВТОБУСА ДО ВЕЛОРИКШИ
Несколько лет назад городские власти Гаваны закупили современные автобусы, которые значительно снизили остроту транспортной проблемы. Автобус является самым популярным и доступным средством передвижения по Гаване - стоимость проезда в нем составляет 40 кубинских сентаво (около 0,02 доллара США).
Кроме того, в Гаване действует система, подобная маршрутным такси. В качестве "маршруток" в городе обычно выступают американские автомобили 50-х годов прошлого века, стоимость проезда в которых обычно составляет 10-20 кубинских песо (около 0,95 доллара США) в зависимости от маршрута. Для того, чтобы пересечь город, необходимо сделать две-три пересадки.
Обычные же такси в Гаване - в основном российские "Лады" пятой и седьмой моделей. Встречаются и современные автомобили европейского и азиатского производства, однако из-за более высоких цен на проезд в них они в основном обслуживают туристов и находящихся в городе иностранцев.
В провинции для решения транспортной проблемы используются все возможные средства. Нередко на остановках и у автовокзалов можно увидеть запряженные лошадьми повозки, в кузове которых могут разместиться от десяти до двадцати пассажиров. Обычно подобные повозки следуют по заранее определенному маршруту.
Очень часто, особенно в провинциях, встречаются двухколесные средства передвижения самой разной конструкции: от старых советских мотоциклов "Урал" до самодельных велосипедов с электродвигателем. Водители мотоциклов тоже часто соглашаются подвезти попутчиков.
Как в Гаване, так и в небольших городах почти всегда можно увидеть велорикш, или bici-taxi, как называют их кубинцы. Много и обычных велосипедов: нередко, особенно на узких улицах небольших поселков, грузовики и автобусы вынуждены двигаться на предельно медленной скорости из-за обилия двухколесных средств передвижения.