Максим Кранс, политический обозреватель для РИА Новости.
Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова подключилась к борьбе со взятками. В минувшую среду она объявила журналистам: «Мы открываем первый этап контроля за так называемыми «карманными платежами». По ее словам, 40% этих частных «взносов» медработникам приходится на те самые услуги, которые нам полагаются бесплатно. Что ж, начинание министра, конечно, преследует благие цели. Но вот в чем вопрос: не окажемся ли мы в случае, если перестанем делать подобные «подарки» эскулапам, проигравшей стороной?
Мы давно привыкли за все платить, даже когда «все включено». Сотню-другую «на бутылку» слесарю-сантехнику, букет роз ко дню рождения классного руководителя, конверт с ассигнациями после удачной операции хирургу… Так все-таки, что это – подарок или взятка? Дилемма, давняя как мир.
Кстати, вот что говорится о взятке в российском Уголовном кодексе. В 290-й статье она определяется как получение должностным лицом денег, ценных бумаг, иного имущества или имущественных выгод, если такие действия входят в служебные полномочия этого самого лица. И наказывается подобное прегрешение довольно строго – лишением свободы на срок до 12 лет. И сантехник, и учитель, и врач как раз и являются такими должностными лицами. В соответствии со своим профессиональным долгом или занимаемой должностью один обязан починить подтекающий кран, другой – передавать вашему отпрыску свои знания и опыт, третий – добросовестно лечить пациентов и ставить их на ноги. За это, собственно, государство им зарплату и платит.
По словам Татьяны Голиковой, чаще всего с пациентов необоснованно требуют деньги за проведение анализов, УЗИ и рентгена, то есть за услуги, включенные в программу государственных гарантий оказания бесплатной помощи. Но это обычно делается через кассу. А сколько миллионов рублей минует ее и попадает непосредственно в карманы врачей? Люди, вынужденно сталкивающиеся с нашим здравоохранением, прекрасно знают, что за определенную мзду можно вне плана госпитализировать больного, обеспечить ему более комфортные условия, ускорить проведение операции, получить нужную справку. Да и многое другое. Есть свой прейскурант и у медсестер, и у нянечек.
Как свидетельствует зондаж общественного мнения, проведенный ВЦИОМ, 48-и процентам россиян приходилось иногда или часто давать деньги или дарить подарки людям, от которых зависело решение их проблем. Чаще всего – именно врачам и среднему медперсоналу (52%). А еще школьным учителям и вузовским педагогам (36%), автоинспекторам (28%).
По данным опроса Фонда «Общественное мнение», свыше трети россиян сталкивались с ситуацией, когда госслужащие – а медики, понятно, тоже принадлежат к этой категории – вымогали у них взятку, 29% ее давали, ну а в столице еще больше – 42%. Мало того, 44% тех, кто никого никогда не «подмазывал», для себя такую возможность допускает. И это дает социологам основание утверждать: мздоимство в нашей стране – «сложившийся стереотип поведения и технология решения проблем».
Парламентская комиссия по борьбе с коррупцией констатирует, что суммарный ущерб, причиняемый России этой напастью, достигает 40 млрд рублей в год. А согласно некоторым зарубежным экспертным оценкам, превышает $20 млрд. Коррупция проникла во все сферы и фактически стала неотъемлемым элементом повседневной жизни, как в экономике, так и на бытовом уровне.
Все это так, но не виноваты ли в этом и мы с вами или же — что, конечно, более льстит нашему самолюбию — стали жертвами устоявшейся системы? Почему, даже если мы порицаем взятки, все равно их даем? Да потому что согласны сделать все возможное, влезть в долги, а подчас отдать и последнее, чтобы родные-близкие были здоровы, сын-дочь в институт поступили, дети-внуки пошли бы в детский сад. Добиться этого без взятки или как минимум подарка под силу далеко не каждому. Парадоксально, что хотя Уголовный кодекс и федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» не исключают возможность приравнивания подарка к взятке, Гражданский кодекс, который вступил в силу в 1996 году, разрешает госчиновникам и служащим органов муниципальных образований принимать подношения, стоимость которых не превышает установленных законом пяти минимальных размеров оплаты труда. И если раньше «памятный сувенир» не мог быть дороже 500 рублей, в новом антикоррупционном законе, который был принят в конце прошлого года, уже названа сумма вшестеро большая. Поправка на инфляцию?
Как заметил министр финансов Алексей Кудрин, в России давно назрела необходимость выработать четкую систему контроля за презентами, которые вручаются «государевым людям». В качестве примера он привел Сингапур, где подарки выше определенной стоимости госслужащие должны реализовать на аукционе, а полученные средства перечислять в бюджет. Такая схема действует во многих странах, различаются только предельные суммы: например, во Франции она составляет 35 евро, в Соединенных Штатах – 50 долларов.
Те же правила – и для высших лиц государства. В Великобритании, например, член правительства может принимать подарки, стоящие не свыше 140 фунтов стерлингов, а если подношение дороже, то он имеет право оставить его у себя, но официально доплатив разницу. Что же касается российских руководителей, то все врученные им ценные презенты хранятся в библиотеке и специальном хранилище в Кремле. Там, кстати, лежат не только они, но и тысячи мелких сувениров, которые присылаются гражданами страны.
Проблема мздоимства — одна из серьезнейших для нынешней России, поистине ее «третья беда». Как признавал Дмитрий Медведев, «коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе». И все мы вольно или невольно оказываемся встроенными в эту систему. Более того, с годами привыкаем, приспосабливаемся к ней и — что особенно тревожно — начинаем относиться к самой схеме коррупционных взаимоотношений если не лояльно, то, по крайней мере, нейтрально. Так, 38% наших соотечественников не считают, что «бытовые взятки» — явление столь же опасное, что и коррупция в органах власти. Причем процент сторонников такой точки зрения за последние годы существенно возрос.
К тому же многие понимают, что бороться с устоявшейся традицией подношения «барашков в бумажках» с помощью приказов, жалоб в вышестоящие инстанции (к чему призывает глава Минздравсоцразвития) и показательных порок у нас практически бессмысленно. Три четверти участников опроса уверенно заявили, что взяточники «всегда найдут другие лазейки». А ведь и вправду найдут.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции