КИЕВ, 2 июл - РИА Новости. Моряки освобожденного из пиратского плена нидерландского судна "Марафон" должны вылететь в ночь на пятницу из Джибути на Украину, сообщает пресс-служба Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Нины Карпачевой.
"Моряки должны вылететь сегодня ночью в Украину по маршруту Джибути - Париж - Стамбул - Одесса", - говорится в сообщении.
23 июня сомалийские пираты освободили из плена нидерландское судно "Марафон". На его борту находился экипаж в составе восьми человек - все граждане Украины. Во время захвата судна пиратами 7 мая один украинец погиб и еще один был ранен. За освобождение членов экипажа захваченного судна был заплачен выкуп в размере 1,3 миллиона долларов.
В четверг состоялся очередной разговор омбудсмена Нины Карпачевой с капитаном "Марафона" Николаем Шибитовим и старпомом Александром Чирвой. Они сообщили, что судно после освобождения из пиратского плена прибыло в порт Джибути и передано новому капитану и новому составу экипажа.
"Весь украинский экипаж находится на берегу: шесть членов экипажа - в гостинице, Георгий Гусаков - в госпитале, тело Сергея Вартенкова - в морге. Для проведения судебно-медицинской экспертизы и установления причины смерти украинского моряка из Голландии уже прибыли судмедэксперты, которые начнут исследование лишь после полной разморозки тела. У Георгия Гусакова сквозное пулевое ранение ноги, тромб. После проведенного лечения врачи не возражают против его отлета домой вместе с экипажем, - сообщили в пресс-службе омбудсмена.
Как сообщил Нине Карпачевой капитан "Марафона" Николай Шибитов, судовладелец в своих планах, осознавая опасность маршрута, предусмотрел меры по пассивной защите судна от пиратов, которые, по его мнению, должны были быть эффективными. Он дополнительно включил в состав экипажа сварщика, подготовил и загрузил судно металлическими листами, колючей проволокой и другими металлическими материалами. При подходе к Аденскому заливу судовой сварщик Сергей Вартенков вместе с экипажем приварили изнутри ко всем иллюминаторам металлические полоски, заварили люки, усилили металлическими листами двери, колючей проволокой затянули борта на самой палубе.
Все поручения судовладельца по защитным мерам и отчеты капитана об их выполнении задокументированы бортовым компьютером. Все это делалось на случай захвата пиратами, ведь судовладелец предусмотрительно застраховал риск попадания судна в пиратский плен. Но все это, отмечают в пресс-службе Карпачевой, стало лишь препятствием, раздражавшим пиратов, а не надежной защитой судна и особенно экипажа.
"Специалисты могут поставить много вопросов к организаторам такой "пассивной обороны". Вывод омбудсмена Украины однозначен: очередной морской бой с пиратами проигран, судно захвачено, 25% потерь личного состава (один погибший, один раненый). Моряки отметили, что рассчитывали на военный корабль. Но даже когда он подошел и остановился на расстоянии трех - четырех километров от "Марафона", никакой помощи тогда так и не оказал, даже раненому. Никто не пришел на помощь. Поэтому на войне, как на войне, и в обороне нельзя ограничиваться половинчатыми мерами. Между тем сомалийские пираты продолжают оставаться практически безнаказанными исполнителями в большой игре транснациональной преступности", - говорится в сообщении.
К Уполномоченному по правам человека поступили также обращения моряков экипажа судна "Фаины" относительно защиты их экономических прав. Судовладелец до сих пор полностью не рассчитался с моряками: частично - по заработной плате, а также по утраченному имуществу (этот долг составляет около 10 тысяч долларов на моряка).