Рейтинг@Mail.ru
ФАС надеется прижать нефтяных магнатов, эксперты сомневаются - РИА Новости, 02.07.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ФАС надеется прижать нефтяных магнатов, эксперты сомневаются

Читать ria.ru в
Дзен
ФАС уверена, что очередная атака на нефтяные компании, необоснованно завышающие цены, увенчается успехом: нарушителей удастся заставить заплатить несколько сотен миллионов долларов, после чего они станут честнее.

МОСКВА, 2 июл - РИА Новости. ФАС уверена, что очередная атака на нефтяные компании, необоснованно завышающие цены, увенчается успехом: нарушителей удастся заставить заплатить несколько сотен миллионов долларов, после чего они станут честнее. Однако опрошенные РИА Новости эксперты считают действия антимонопольщиков неэффективными, поскольку даже высокие штрафы для нефтяников - "капля в море".

Необоснованное завышение цен прекратится лишь в случае кардинального изменения структуры нефтяной промышленности и появления не формальной, а реальной конкуренции, считают эксперты.

Как росли цены

По данным Росстата, оптовые цены на автомобильный бензин в РФ в феврале текущего года выросли на 27,7%. В целом с января по май они увеличились на 15,2%. В розничном звене рост цен начался в середине мая и продолжается до сих пор, однако с начала года цены на бензин на АЗС снизились на 10,8%.

Стремительное подорожание топлива на российских заправках продолжалось до августа прошлого года - тогда за восемь месяцев бензин вырос в цене на 20,5%. В среднем по стране в августе бензин марок А-76, Аи-80 и аналогичных им стоил в среднем 21,09 рубля за литр, Аи-92, Аи-93 - 24,45 рубля за литр, Аи-95 и выше - 25,93 рубля за литр.

Затем началось снижение, однако за четыре месяца оно составило лишь 7-12% в зависимости от вида топлива. При этом "черное золото" дешевело намного быстрее - если в августе 2008 года российская нефть марки Urals стоила примерно 110 долларов за баррель, то в конце года - порядка 40 долларов за баррель.

Успех придет осенью

Это несоответствие привлекло внимание ФАС. По итогам расследования осенью ведомство признало, что четыре крупнейшие российские нефтяные компании - "Роснефть", "Газпром нефть", ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР - летом установили монопольно высокие цены на бензин, дизельное топливо, авиационный керосин и мазут.

Позднее компании были оштрафованы на суммы от 1,1 до 1,5 миллиарда рублей. Впрочем, все компании оспорили предписания о нарушении антимонопольного законодательства, и в настоящее время судебные споры продолжаются в разных инстанциях.

Глава ФАС Игорь Артемьев в четверг заявил, что надеется к осени выиграть спор с нефтяниками в Высшем арбитражном суде.

"Все решится в Высшем арбитражном суде, мы обязательно выиграем и заставим их заплатить штрафы. К осени все решится. От решения Высшего арбитражного суда зависит будущее борьбы с монополизмом. В России еще не было такого крупного дела. Если суд решит в пользу ФАС, то все остальные компании будут понимать, что так делать нельзя", - заявил руководитель ведомства.

Рецедив и покаяние

Судя по заявлениям ФАС, компании и не подумали отказываться от практики завышения цен. Более того, по данным ведомства, ситуация повторилась в мае и июне текущего года.

В феврале антимонопольная служба возбудила дело в отношении "большой четверки" по факту необоснованного роста оптовых цен на нефтепродукты в конце прошлого - начале текущего года. Пока решение принято только в отношении ТНК-ВР, которую ФАС признала виновной в нарушении закона о конкуренции.

До конца августа ведомство намерено определиться с размерами новых штрафов нефтяным компаниям и пойдет на очередной виток судебных разбирательств.

Говоря об этом деле, Артемьев подчеркнул, что это правонарушение - рецидивное, значит, и штраф будет больше, чем в первый раз. "В общей сложности штрафы составят несколько сотен миллионов долларов", - сказал он.

Между тем, "Газпром нефть" предложила ФАС добровольно устранить нарушения, если служба укажет компании, в чем именно они состоят. В соответствии с действующим законодательством (статья 48 федерального закона "О защите конкуренции"), в случае, если обвиняемая сторона добровольно устранила нарушения и их последствия, это является основанием для прекращения дела. При этом в "Газпром нефти" называют заявления главы ФАС о штрафах и их размере некорректными, ссылаясь на то, что компания не признана виновной в нарушении антимонопольного законодательства.

Как заявил в четверг Артемьев, добровольное устранение нарушений не поможет "Газпром нефти" избежать штрафа, однако будет учтено при определении его размеров. По его словам, штраф в отношении компании может составить 2-3% оборота, однако в случае добровольного устранения нарушений он будет минимальным - около 1%.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях, за злоупотребление доминирующим положением на юрлицо может налагаться штраф в размере от 1 до 15% от его годовой выручки на рынке, на котором было совершено нарушение.

Штраф - не повод образумиться

Однако опрошенные РИА Новости эксперты не верят в эффективность действий ФАС в отношении повторного завышения цен на нефтепродукты крупными нефтяными компаниями. Даже если нефтяники заплатят штрафы в полном объеме, это не приведет к принципиальным изменениям в нефтяном секторе, считают эксперты.

ФАС много лет борется с монопольными злоупотреблениями в нефтяном секторе, но лишь в последнее время было принято несколько решений, обязывающих компании выплатить крупные штрафы, напомнил генеральный директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов. Ранее штрафы если и были, то незначительные. "Посмотрим, заплатят ли нефтяники все, что им назначили, и изменится ли их поведение после этого", - сказал он.

"ФАС устанавливала штрафы, а компании в судах умудрялись их оспаривать и платили минимум, если вообще платили, - отмечает старший аналитик нефтегазового сектора Альфа-банка Ширвани Абдуллаев. - Сейчас возникают прецеденты, когда суд подтверждает вину компании".

В частности, в июне Арбитражный суд Москвы подтвердил законность решения ФАС, признавшей ЛУКОЙЛ злоупотребившей доминирующим положением на топливном рынке летом 2008 года.

Но даже если с каждой компании на сей раз взыщут по максимуму - в прошлый раз штрафы достигали до 1,5 миллиарда рублей, это будет "капля в море", считает Абдуллаев. "1,5 миллиарда рублей - это порядка 46 миллионов долларов, а, скажем, cash flow (движение денежных потоков) таких гигантов, как "Роснефть" или ЛУКОЙЛ, превышает 10 миллиардов долларов", - сказал он.

Ручное управление в действии

Борьба ФАС с нефтяниками будет продолжаться до тех пор, пока система кардинально не изменится, считают эксперты.

По мнению Абдуллаева, сейчас у власти для этого нет ни желания, ни возможности. Между тем, в мировой практике есть положительные примеры таких изменений, говорит он - можно, к примеру, поменять структуру нефтяной промышленности, отделив производство от переработки или переработку от конечного потребителя, либо создать условия для развития малого и среднего бизнеса в этом секторе, либо заставить нефтяников обменяться активами.

Такие действия помогут создать конкурентную среду, но решения для этого необходимо принимать на правительственном уровне, отмечает Абдуллаев.

Сегодня вертикально интегрированные компании фактически разделили рынок между собой и диктуют цены в отсутствии конкурентов, говорит Симонов. Государство их в этом не ограничивает, скорее наоборот. "Нефтяники облагаются довольно большими налогами, но им разрешено иметь маржу от продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке", - отмечает эксперт.

Он считает, что без создания сети независимых НПЗ перемен с ценами не будет, а Минэнерго никак не содействует демонополизации рынка.

Лишь когда возник действительно вопиющий факт ценового сговора - нефть на мировых рынках подешевела втрое, а бензин - на копейки, ФАС провела расследование и наложила крупные штрафы на нарушителей, напомнил Симонов. Если же государству необходимо провести посевную или уборочную, руководство страны включает режим "ручного управления", заставляя компании сдерживать цены, добавляет он.

Кто назначает цену?

Механизм образования цен на нефтепродукты далек от рыночного - как правило, компании просто отнимают от экспортной цены пошлины и затраты на транспортировку, а конкурентного рынка в России фактически нет, отмечает Абдуллаев.

"Непонятно, как сама ФАС определяет справедливую цену, скажем, в Свердловской области, - рассуждает эксперт. - Если нет рыночных механизмов их регулирования, то сама постановка вопроса о превышении некоего уровня некорректна".

Абдуллаев считает, что громкие заявления антимонопольщиков носят популистский характер - таким образом власти пытаются показать страдающему от увольнений и снижения доходов населению, что о нем заботятся. "Это бесполезная трата времени и средств", - полагает эксперт.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала