Обрести смысл жизни и гармонию человеку сегодня поможет медитация и забота о других, сказал в интервью РИА Новости известный лама, датчанин Оле Нидал - первый европейский ученик главы тибетской традиции Карма Кагью Кармапы 16-го. За 35 лет он основал в мире около 600 буддийских центров и в июне в очередной раз посетил Россию - впервые вместе с новым, 17-м Кармапой Тринле Тхайе Дордже.
- Как Вы пришли к буддизму и миссионерской деятельности? Почему именно школа Карма Кагью, что для Вас главное в этом учении?
- У меня не было большого выбора: я занимался тем же самым в прошлой жизни, также как и моя жена. Так что это просто продолжение работы. И, конечно, это мне подходит. Мы - йогическая линия тибетского буддизма. У нас просто веселее всех, и мне это тоже нравится.
- Когда Вы поняли, что занимались этим в прошлой жизни?
- В 1972 году после трех лет жизни в Гималаях я решил посмотреть, не захотят ли некоторые наши друзья научиться медитации. Мы с женой вернулись в 1972-м и с тех пор много путешествовали, приглашали учителей, приезжали вновь на Восток, основывали центры - их сейчас по всему миру около 600. Из них 70 центров - в России, 15 - на Украине и два с половиной секретных центра - в Белоруссии.
- С Вашей точки зрения, в чем главный смысл буддизма?
- Помочь людям понять, что их разум - неразрушимый ясный свет.
Тела стареют, болеют и умирают. Как и вещи, которыми мы обладаем, - на них тоже нельзя полагаться. Единственное, чему можно доверять, - это то, что находится между мыслями, за мыслями, то, что мы осознаем в настоящий момент.
И цель ума - начать осознавать, что он является нерушимым пространством. Это делает людей бесстрашными и проявляется как радость, открывающая человека вдохновению, как активное сочувствие, превращающее людей в хороших граждан.
- В последнее время все больше людей в мире страдают депрессией, отсутствием или утратой смысла жизни, интереса к себе и всему окружающему. Как буддизм может им помочь?
- Они должны учиться медитировать. Прежде всего, люди должны понять, что лучшие моменты, которые они знают, - это их подлинная природа. Надо помочь им отождествляться с самым лучшим, а не с самым худшим.
- В чем для Вас смысл жизни? Одинаков ли он для всех учителей и последователей буддизма?
- Есть три типа буддистов. Южные буддисты стремятся избежать боли. Для северных буддистов это вопрос развития сочувствия и мудрости. Для буддистов Алмазного пути (Ваджраяна – метод, основанный на философии Великого пути, Махаяны, именно к нему относится линия Карма Кагью – ред.) это вопрос переживания пространства как блаженства. Это йогический опыт, который говорит, что пространство есть сам потенциал, и каждое мгновенье – совершенно, просто потому, что оно может быть.
- Такой опыт приобретается путем медитации или еще и физических упражнений?
- Надо делать все, что можете, - мы используем многие вещи. Сочетание работы тела, речи и ума всегда наиболее эффективно. Если мы медитируем в позе сидя, неподвижно, то медитируем на то, что наш лама является Буддой, или на то, что мы являемся ламой или Буддой. И это оказывает тот же самый эффект на тело.
- Насколько важное место занимают в буддизме сегодня разрекламированные кинематографом чудеса владения своим телом, боевыми искусствами?
- Если Вы можете это – хорошо. Хорошо, если молодые люди могут защитить свои семьи, своих жен, детей. Некоторые делают это, некоторые нет. Я сам боксировал четыре года, но это было давно, 40 лет назад.
- Как в школе Карма Кагью относятся к армейской службе, к приказу применить оружие?
- Если Вы несете ответственность за свою страну, за свою семью, то должны защищать их. Если Вы принадлежите к свободной культуре и Вас атакуют люди несвободной культуры, Вам придется защищать свою свободу. Я служил в датской армии.
- Что такое личность в Вашем понимании?
- Личность - это подарок, это то, что Вы можете делать для блага других.
Это не ящик и не тюрьма. Не надо думать, что Вы можете делать только то или только это и что Ваши реакции полностью обусловлены рефлексами, как у собаки Павлова. Но из желания помогать другим Вы стараетесь быть для них полезными, раскрывать потенциал их ума.
- Мы часто говорим, что каждый человек одинок, особенно в минуты опасности, несчастья, перед лицом смерти. Согласны ли Вы с этим?
- Нет, я так не считаю. У нас есть методы, мы учимся, как умирать, как работать с разумом в такие моменты. Если Вы медитируете, Вы можете справляться со многими вещами, которые не под силу другим.
Кроме того, мы все - друзья. Мы как семья по всему миру - 600 центров, связанных интернетом - и всегда найдется кто-нибудь, кто о Вас позаботится.
- Как сочетать сочувствие и привязанность к другому с независимостью и самодостаточностью, к которым так стремятся сегодня люди на Западе и в России, проходя многочисленные тренинги личностного роста?
- Вы счастливы, если вы можете быть вместе. А если не можете, то у вас есть другие ценности - наслаждайтесь ими. Это естественно: делайте то, что у Вас перед носом, как можно лучше. И все, что делаете, делайте для блага тех, кого любите.
Моя жена умерла два года назад, и я чувствую, что она до сих пор со мной. Она снится моим ученикам, помогает, мы продолжаем делать работу вместе.
- Имеет ли человек право ждать равнозначного вложения чувств и действий от того, кого он любит и для кого старается?
- Все должно быть естественно. Кто богат - может дать много, а кто беден - тот не может дать многого. Таким людям нужно предоставить шанс осознать свой потенциал.
- Как избежать обид между близкими людьми, если один ранит другого?
- Нужно говорить об этом друг другу. У людей всегда, даже когда они влюблены, есть мешающие, беспокоящие чувства. От влюбленности остальная часть личности не исчезает.
- Что такое дружба в Вашем понимании?
- Дружба - это очень позитивное качество, когда ты понимаешь, что все существа хотят счастья, и желаешь им этого счастья. Это доверие, это связь.
- Как сделать отношения между друзьями, супругами, между родителями и детьми бесконфликтными?
- Если у вас одни и те же идеалистические взгляды – тогда это произойдет. А все личные вещи – это всегда то, что нам нравится или не нравится.
- Каково место женщины в буддизме сегодня? Может ли женщина стать ламой?
- В традиционных культурах это обычно мужчины. Но среди моих путешествующих учеников есть хорошие учителя-женщины.
- Что главное в воспитании детей для последователей Карма Кагью?
- Научить их быть великодушными и думать самостоятельно, самостоятельно находить источники информации.
- Может ли человек достичь счастья, просветления в современном мире, не оставляя повседневной суеты, занятий бизнесом или политикой?
- С обычным бизнесом – да, это возможно, но с политической деятельностью – очень сложно.
- Почему?
- Потому что политика работает с очень многими смешанными чувствами людей. Это та проблема, которая возникла у Далай-ламы. Он добрый человек, но ему приходится одновременно заниматься политикой, и это его не радует.
С другой стороны, у населения должна быть возможность контролировать своих политиков: что они делают и чего они хотят. Демократия предоставляет наилучшую возможность для этого. И у маленьких стран это получается лучше, чем у больших.
- Как совместить буддийское стремление жить на благо других, альтруизм – с необходимостью делать что-то для себя, для собственного здоровья, для своей семьи?
- Легко. Вы заботитесь о них, они заботятся о Вас. Если Вы заботитесь о других, они позаботятся о Вас.
Если Вам нужно сейчас сделать что-то для себя – делайте это. И думайте, что Вы делаете это для блага всех. Сегодня Вы помогаете себе, завтра сможете помочь другим.
- Как складываются отношения между школами Карма Кагью и Гелугпа, к которой принадлежит большинство этнических буддистов России?
- Мы разные: в Гелугпа больше развито монашество, они строят монастыри, занимаются политической деятельностью, мы - медитируем. У нас также разное понимание вещей: у них - более аналитическое, у нас - основанное на опыте. Мы рады, что они занимаются политикой, и я надеюсь, они рады тому, что делаем мы.
- Как относится Карма Кагью к православию, которое исповедует подавляющее большинство россиян? И возможно ли какое-то взаимодействие?
- Это закрытая книга. Я не знаю, чем они занимаются, я слышу, что они делают, но не понимаю, мы - другие. Буддисты - не христиане. Но я желаю им (христианам – ред.) счастья.
Карма Кагью в России
Согласно последней переписи населения, около 900 тысяч россиян называют себя буддистами. Школа Карма Кагью - одна из четырех основных в буддизме - существует на территории современной России с 13 века.
В традиционных буддийских регионах России (Калмыкии, Бурятии, Тыве) среди этнических буддистов больше распространено учение школы Гелугпа. Общин Карма Кагью зарегистрировано около 70 (крупнейшие - в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске), последователей - до нескольких десятков тысяч.
Однако Карма Кагью в России, как и в других государствах мира, активно проявляет себя в обществе и СМИ - и потому, несмотря на сравнительно небольшое число последователей, выделяется среди миллиона российских этнических буддистов.
Кармапа 16-й распространил буддийское учение по всему миру при помощи своих западных учеников - датчан Оле и Ханны Нидал. Благодаря их усилиям с начала 1970-х годов на разных континентах мира появилось 600 буддийских центров и медитационных групп линии Карма Кагью.