С 3 по 6 июля в Москве впервые в истории России пройдет Четвертый Европейский конгресс педиатров. О состоянии здоровья российских детей и успехах отечественной педиатрии накануне этого события специальному корреспонденту РИА Новости Екатерине Ефимовой рассказал директор Научного центра здоровья детей РАМН, главный педиатр Минздравсоцразвития России Александр Баранов.
- Александр Александрович, какие проблемы есть с детским здоровьем в России, какую динамику Вы наблюдаете за последние 10-15 лет?
- Фундаментальный показатель здоровья детей – это младенческая смертность. Это барометр социального благополучия общества. В 90-х годах у нас галопирующими темпами росла сверхсмертность, которая в некоторых территориях вдвое превысила рождаемость. При этом у нас снижалась младенческая смертность, что было непонятно непосвященным. Дело в том, что педиатрическая система в стране выстояла, и она нивелировала последствия социального неблагополучия в обществе.
За эти годы мы приблизились к практически европейским показателям. Младенческая смертность за последние 20 лет снизилась в 2,5 раза и составляет 7 на тысячу родившихся, а среднеевропейский уровень - 5-6 на тысячу родившихся.
С другой стороны, у нас имеется определенный рост инвалидности детей. Но это отчасти объяснимо тем, что технологии выхаживания сегодня позволяют сохранить жизни многим детям, однако не могут предотвратить их инвалидизацию. Наша задача – разработать такие реабилитационные технологии, которые позволят адаптировать детей к жизни в нашем обществе. В арсенале нашего центра есть методики, позволяющие за счет активной реабилитации в течение года после раннего выявления детского церебрального паралича вылечить 98% детей. К сожалению, в России реабилитационные технологии слабо развиты. Пока на всю страну существует только наш центр реабилитации, открытый полтора года назад.
В целом, среди детей в РФ растет число случаев болезней опорно-двигательного аппарата. Это первая причина отвода от службы в армии, кроме того, эти болезни серьезно ограничивают выбор профессии в будущем. Рост числа случаев заболевания такими болезнями связан и с питанием, и с малоподвижным образом жизни, и с экологической ситуацией в стране.
- В России не одно десятилетие все дети в обязательном порядке получают прививки, однако многие родители до сих пор скептически относятся к вакцинации и не верят в ее пользу. Могли бы Вы попытаться их разубедить?
- Вакцинопрофилактика – это самый дешевый и эффективный способ для снижения заболеваемости. И без расширения национального календаря прививок невозможно достичь поставленной задачи – увеличения средней продолжительности жизни в РФ к 2020 году до 75 лет. Сегодня в мире зарегистрировано 28 вакцин для предупреждения инфекционных заболеваний, в Европе применяется 16 вакцин, а у нас всего 10. Ряд вакцин устарели, им уже по 40 лет. Стоит серьезная задача по созданию производства новых вакцин, в первую очередь комбинированных, и по расширению национального календаря прививок. Да, это большие затраты, но они несравнимы с теми, которые несет государство в связи с заболеванием ребенка, его инвалидностью или смертью.
Мне кажется, на мнение родительского сообщества подспудно влияет мировое антивакциональное лобби. Могу предполагать, что это выгодно тем, кто производит лекарства: антибиотики, антивирусные препараты. Они ведь могут разориться, если все проблемы будут решаться прививкой.
- Сейчас активно обсуждается вопрос создания в России вакцины против нового вируса гриппа A/H1N1. Нужно ли прививать ей детей?
- Заметьте, когда грипп был включен в национальный календарь прививок и прививку стали бесплатно получать дети, у нас резко сократилось число заболевших. Наша позиция такова: практически противопоказаний против прививок нет. Привить можно любого ребенка, но надо его подготовить, его должны посмотреть специалисты. Если у ребенка аллергия, нужно провести курс защитной терапии и на этом фоне прививать.
- Россия в 2009 году планировала перейти на новые стандарты регистрации новорожденных: от 500 грамм с 22 недель. Как Вы считаете, мы готовы к этому?
- Нет, мы пока не готовы. И эта задача перенесена на 2012 год. Некоторые страны, перешедшие на эти стандарты, не проводят реанимационные мероприятия с маловесными детьми, потому что 90% становятся инвалидами. Я думаю, и мы будет придерживаться именно такой позиции. Здесь нужно смотреть на последствия. Я считаю, нельзя обязывать врача «вытаскивать» маловесного недоношенного ребенка, априори понимая, что ребенок будет инвалидом. Но с 28 недели мы уже будем проводить все необходимые реанимационные и реабилитационные мероприятия.
С новорожденными есть и другая проблема – дети «из пробирки». Я считаю, что государственные деньги нужно тратить на профилактику бесплодия, а не на производство таких детей, 80% из которых инвалиды. И сейчас, когда мы прививаем таких детей, мы видим, что они не реагируют на вакцины, у них не вырабатывается иммунитет. Дети «из пробирки» – это больше коммерческая технология, это выгодно.
- Как президент очередного Европейского Конгресса педиатров и вице-президент Европейской педиатрической ассоциации расскажите, пожалуйста, о значимости этого Конгресса для России.
- Это очень важный форум для всех специалистов, работающих в области здоровья детского населения. И то, что такой форум состоится в Москве впервые в истории Советского Союза и новой России, говорит о том, что у европейских педиатров есть неподдельный интерес к той системе организации медпомощи детям, которая сложилась у нас, в России. Думаю, что предстоящие дискуссии позволят западным педиатрам оценить преимущества нашей системы - а с другой стороны, поможет нам понять, какие есть проблемы и недостатки, какой опыт мы можем заимствовать.
В рамках форума пройдет ряд «круглых столов», в частности по системе педиатрического образования, который будет вести академик РАМН Николай Николаевич Володин, ректор Российского государственного медицинского университета. Еще одну тему – развитие медицинской помощи детям – поднимет известный детский врач, глава НИИ детской травматологии и хирургии Леонид Рошаль.
Мне кажется, мы можем показать иностранным делегатам совершенную идеологию амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению. Главное наше достоинство в том, что педиатрическая помощь доступна и заболевший ребенок контактирует именно с врачом-педиатром, а не с врачом общей практики, как за рубежом. Например, в Англии число диагностических ошибок при контакте с таким специалистом в два раза выше, чем при контакте с детским врачом.
С другой стороны, мы бы могли позаимствовать опыт организации больничной, госпитальной помощи детям у наших иностранных коллег. Западная клиника – это действительно клиника для ребенка, там нет этих неприятных больничных запахов. Технология оказания помощи также четко выверена, что позволяет не задерживать ребенка в клинике. Мы частенько грешим тем, что ребенок лежит в больнице и месяц и два, его обследование затягивается.
Фактически, Конгресс перерос уже в общемировой - на сегодняшний день зарегистрировались делегаты более чем из 80 стран. К нам приедут детские врачи из Китая, Индии, Новой Зеландии, Австралии, Южной Африки, Латинской Америки, всего около двух тысяч делегатов.
Международные общественные организации, такие как Всемирная организация здравоохранения, ЮНИСЕФ, Американская академия педиатрии, также проявили интерес и будут представлять свои доклады.