Россия готовится перейти на новые образовательные стандарты. Каким быть обучению в школах, что нужно знать и уметь детям, какими должны быть современные учителя - эти вопросы одни из самых дискутируемых, ведь уже с 1 сентября этого года некоторые школы начнут внедрять в своей работе новые стандарты для самых маленьких.
Об одном из предлагаемых проектов стандарта для начальной школы, разработанном рабочей группой института образовательной политики «Эврика», рассказывает ректор Александр Адамский.
- Александр Изотович, скажите, пожалуйста, чем ваш стандарт отличается от других?
- Мы делаем акцент на индивидуальном развитии образования ребенка, для чего меняем структуру учебного плана, в частности пытаемся уравнять учебные часы и внеучебную деятельность. Кроме того, стандарт «Эврики» - это финансово-организационные основания для увеличения финансирования, для иной, чем сейчас, методики расчета финансового норматива. В первую очередь, это оплата учителю внеучебной деятельности, для чего необходимо увеличить Фонд оплаты труда, а для этого, в свою очередь в стандарте необходимо зафиксировать, что внеучебные занятия являются обязательной частью учебного плана. Сейчас это не так, сейчас учителям платят только за уроки. Однако деятельность учителя – это и экскурсии, и походы, и организация спортивных занятий, творческой и проектной деятельности, исследований. Сейчас это все не только не оплачивается учителю, но и не включается в «официальные» достижения учащихся.
Кроме того, сегодня санитарные правила и нормы устроены таким образом, что ребенок до обеда сидит неподвижно, а уже после обеда занимается, например, творчеством или спортом. Мы считаем, что учебный план по структуре занятий не может делиться на «до обеда» и «после обеда». На протяжении всего дня ребенок должен двигаться, заниматься творчеством и сидеть на уроках. Все это должно перемешиваться, и в этом ключевая особенность нашего плана.
Мы также разрабатываем и четырехлетний план начальный школы, и пятилетний план - как возможные варианты. Мы обосновываем пятилетний план тем, что в развитии ребенка есть острые и стабильные периоды. Острый период как раз приходится на конец четырехлетки. Ребенок попадает в большую школу в самый острый период своего развития, и это неизбежно приводит к стрессам. При этом увеличение общего срока обучения в школе при начальной «пятилетке» - не обязательно, это зависит от того, как будут складываться отношения школы и армии.
Еще одной особенностью нашего стандарта является то, что мы вводим понятие «образовательные среды». Это и информационная среда, и игровая, и трудовая, и спортивная, а финансовый норматив должен все их обеспечивать.
- А как бы вы прокомментировали два других стандарта?
- Единственное, что я могу сейчас сказать: наш стандарт называют стандартом развития и свободы, а стандарт Российской академии образования (РАО) называют стандартом консервации. Стандарт «Эврики» - это программа развития начального образования на ближайшие 10 лет. Поэтому, его не получится так просто ввести с 2010 года — он требует времени на переподготовку учителей, написание программ и учебников. Для стандарта РАО уже готовы учебники издательства «Просвещения» и примерные программы. Мы считаем, что только после принятия стандартов надо приступать к разработке программ и написанию учебников, потому что если это не так – в чем же смысл стандартов «нового поколения»?
- Какие проблемы могут появиться при внедрении вашего стандарта в школах?
- Основная проблема – это увеличение финансирования, потому что учителю нужно оплачивать все виды деятельности, а ребенку обеспечить все образовательные среды. Если регионы и федеральное правительство готовы с 2011 года увеличить финансирование как минимум на 30% от сегодняшнего – стандарт должен показать, на что эффективно тратить средства. Принятие нового поколения стандартов при прежнем «поколении финансирования» - пустая затея. Это первое. Второе – это переподготовка учителей в соответствии с новыми требованиями, потому что для нашего стандарта самое важное – это индивидуальный учебный прогресс ребенка. Ключевое понятие нашего стандарта – это понятие «компетентностей», как с точки зрения знаний, ток и социальных. Под это нужно формировать учебные пособия и программы. Следующий шаг - это техническое задание на изменение СанПиНов и техническое задание на изменение методов расчета финансовых нормативов. Я считаю, что ситуация, в которой мы пребываем, способствует введению нашего стандарта. У нас есть год-два, пока идет кризис, денег мало и можно хорошо подготовиться: писать учебники, готовить примерные программы, переподготавливать учителей, - и к 2011 году выйти на формирование бюджета, который уже будет предполагать переход на новый образовательный стандарт.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости
17:53 26.06.2009
(обновлено: 17:54 26.06.2009)
Эксперт: Обучение в начальной школе должно быть индивидуальным
Читать ria.ru в