Рейтинг@Mail.ru
«Чертова дюжина» российских регионов - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Чертова дюжина» российских регионов

© Иллюстрация РИА Новости«Чертова дюжина» российских регионов
«Чертова дюжина» российских регионов
Читать ria.ru в
Дзен
Месяц от месяца кризис все ощутимее бьет по экономикам российских регионов и областей. В конце прошлой недели Минфин опубликовал список из 13 наиболее проблемных регионов, где зафиксирован самый большой спад производства и бюджетных доходов...

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Месяц от месяца кризис все ощутимее бьет по экономикам российских регионов и областей. В конце прошлой недели Минфин опубликовал список из 13 наиболее проблемных регионов, где зафиксирован самый большой спад производства и бюджетных доходов. При этом по сей день менее половины регионов имеют собственные антикризисные программы. Но еще удивительнее другой факт: по мере развития кризиса в российских областях стремительно растет армия чиновников.

По итогам апреля промышленное производство упало в 65 из 83 субъектов Российской Федерации, в 50 регионах отмечено сокращение денежных доходов населения. Наиболее тяжелый удар пришелся по регионам-донорам, питающим федеральный бюджет. Например, в Москве, Нижегородской, Орловской, Калининградской, Орловской, Нижегородской и Челябинской областях падение производства превысило 30%.

Стабильный рост производства сохраняется лишь в нескольких субъектах: в Ингушетии, Дагестане, в Амурской области, на Сахалине и в Ненецком автономном округе, неплохо обстоят дела в Калмыкии, Чеченской республике, Хакассии. Однако эксперты компании ФБК, анализировавшие развитие кризиса в регионах и антикризисные действия местных властей, пришли к выводу: положительные показатели отдельных регионов являются результатом запуска крупных инвестиционных проектов – производств или месторождений. Профинансированы эти объекты (зачастую из федерального бюджета) были еще в докризисный период. В тоже время отрицательные показатели большинства регионов обусловлены фундаментальными кризисными факторами – спросовыми ограничениями, недоступностью кредитов и т.д.
Падение производства неминуемо оборачивается проблемами с наполнением местных бюджетов. На прошлой неделе премьер РФ Владимир Путин напомнил, что объем консолидированных бюджетов по итогам первых четырех месяцев 2009 года снизился на 5%, в 11 регионах доходы упали более чем на 15%.

Чтобы оценить перспективы региональных бюджетов, Минфин проанализировал, как обстоят дела со сбором налога на прибыль, находящимся в ведении местных властей. За первые пять месяцев они сократились в среднем на 40%. Хуже всего, по оценке Минфина, ситуация в Челябинской и Кемеровской областях: здесь налоговые поступления сократились соответственно на 90% и 88%. Непростая обстановка на Северо-Западе, где пострадали Петербург, Ленинградская и Вологодская области. Что касается Московской области, то она уже несколько месяцев балансирует на грани дефолта (ее долг составляет 160,62 млрд рублей).

Эксперты агентство Moody’s подсчитали, в этом году доходы регионов упадут на 20%. Часть потерь – порядка 5% - возможно, удастся компенсировать за счет неналоговых доходов и федеральных трансфертов. Но вряд ли сегодня кто-то сможет убедительно ответить на вопрос: удастся ли дефицитному федеральному бюджету компенсировать потери регионов.

Высокая долговая нагрузка уже привела к тому, что еще в начале мая агентство Moody’s понизило прогноз по 24 российским регионам с оценки «стабильный» до «негативный».

Экономические проблемы усугубляются тем, что региональные и муниципальные власти, в чьих интересах минимизировать социальные издержки кризиса, зачастую не имеют собственных антикризисных программ, полностью полагаясь на помощь федерального центра. Достаточно сказать, что в апреле, то есть спустя полгода с момента начала острой фазы кризиса, программы, планы или пакеты антикризисных действий были приняты лишь в 28 субъектах РФ, в 55 регионах антикризисных программ нет, но реализуются отдельные мероприятия. Строго, говоря, это не так уж и мало, особенно если учесть, что к этому времени у федерального правительства существовал лишь проект программы антикризисных действий.

Часть экспертов полагают, что местные власти, вслед за федеральным центром, излишне надеялись на скорое восстановление мировой экономики, и, как следствие, нормализацию экономической конъюнктуры внутри страны. Но ситуация в мире как раз и не вызывает оптимизма. На днях Всемирный банк опубликовал доклад, посвященный экономическому кризису, в котором пересмотрел показатели развитых экономик в сторону ухудшения, и предположил, что за экономическим спадом может последовать длительный период крайне медленного экономического роста. Эксперты МВФ также не советуют надеяться на скорый выход из рецессии, обращая внимание на проблемы банков, кредитов и безработицы. Наконец, эксперты Европейского Центробанка опасаются, что затянувшаяся рецессия может вызвать вторую волну банковского кризиса.

В большинстве российских регионов в качестве главной антикризисной меры местные власти выбрали социальную защиту населения и поддержку рынка труда. Тем более, что федеральное правительство приняло решение выделить в этом году из бюджета 43,7 млрд руб. на софинансирование программ, направленных на стимулирование занятости. Так или иначе, подобные меры реализуются в 66 регионах РФ. Среди популярных направлений оказались поддержка реального сектора и малый бизнес. Действия в этом направлении предпринимают власти примерно 60 регионов. А администрации примерно двух десятков субъектов предпринимают активные попытки восстановить кредитование. Около 30 регионов взялись за сложное и дорогостоящее дело – реализацию инфраструктурных проектов.

Большинство регионов не спешит сокращать бюджетные расходы, еще меньшее количество подумывает об укреплении доходной базы. Интересный факт: в первом квартале 2009 года, по данным Росстата, число региональных чиновников по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 20 тыс. человек. Выросла и зарплата у слуг народа – у гражданских чиновников на 17,9% и составляет в среднем 24,1 тыс. руб., у муниципальных на 13,6% - до 22,2 тыс. руб. Вот только связи между ростом доходов российских чиновников и эффективностью антикризисных мер, да и экономической политики в целом, пока не установлено.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала