Уже год, как нет Чингиза Айтматова. О нем вспоминает заслуженный деятель искусств, профессор Андрей Золотов, советник главного редактора РИА Новости.
14 июня, ровно год назад, в столице Кыргызской республики Бишкеке с государственными почестями, растворенными в стихийной людской печали, проходили похороны Чингиза Айтматова.
Место упокоения всемирно признанного писателя в горах Тянь-Шаня, на «Кладбище отцов», где захоронены останки расстрелянных в 1937 году жертв массовых репрессий: среди них отец писателя – Торекул Айтматов...
Прошло ещё слишком мало времени со дня прощанья с Айтматовым. Нам ещё предстоит оценить и понять его.
Чингиз Айтматов – действительно явление совершенно особенное.
Когда я мысленно пытаюсь Айтматова с кем-то сопоставить, у меня возникает ассоциация с Андреем Платоновым. Огромное дыхание. Проникновенность чувства. Его язык и отношение к языку. Притом, что рожден он в Киргизии и киргизский классик, он был, конечно, человек и русской культуры - многие свои вещи писал по-русски. Его имя равно дорого и русской, и киргизской культуре, и мировому культурному сообществу. Айтматов – один из самых читаемых в мире писателей, он переведен более чем на 150 языков.
Сила его пронзительного слова была столь велика – даже в переводах неотделимая от чувства – что объединила вокруг него много-много людей.
Имя Чингиза Айтматова известно и старшему, и молодому поколению. Знают – все читали, или уж во всяком случае, «проходили» в школе его «Джамилю», «Белый пароход». Многие знают, читали «И дольше века длится день». Последние два его романа - «Тавро Кассандры» и «Когда падают горы» с подзаголовком «Вечная невеста» - может быть, еще прочитаны не всеми, но будут прочитаны: его книги нужны как охранение самих человеческих ценностей.
Литература для Айтматова не была определенного рода «деланием продукта» – писатель большой, писатель великий, он вышел за пределы литературы, жил сообразно внутреннему закону. В его книгах люди узнавали себя. В трагических обстоятельствах он воплотил идеально возвышенных людей, и их трагедия идеальна.
Может быть, расставание с Айтматовым - это прощание с реально воплощенной верой в самих себя.