МОСКВА, 10 июн - РИА Новости. Разбившийся в Атлантике французский самолет А330, который искали почти неделю, можно было бы обнаружить сразу с помощью российской разработки - в РФ десять лет назад испытали систему точного определения места авиакатастрофы, которая не внедрена до сих пор, сообщил ее разработчик, один из ведущих специалистов по системам спутниковой связи Иосиф Айнбиндер.
Cамолет А330 французской авиакомпании Air France, на борту которого было 228 человек, пропал над Атлантикой 1 июня. Первые фрагменты лайнера и тела погибших стали находить лишь 6 июня, "черные ящики" не обнаружены до сих пор.
"Никто не умеет быстро находить место авиакатастрофы. Трагедия в Атлантике тому подтверждение. Общепринятая система поиска называется Международная спутниковая система поиска и спасения судов и самолетов КОСПАС-САРСАТ. По ней работают уже лет тридцать.... Хотя эта система, таково мое мнение, для авиации пригодна мало. Прежде всего она создавалась для нужд морского флота, чтобы определять координаты тонущих кораблей", - сказал профессор Айнбиндер в интервью газете "Московский комсомолец".
По его словам, морское судно даже с серьезными повреждениями тонет, как правило, несколько часов, и только в этом случае применение КОСПАС-САРСАТ, основанной на работе низкоорбитальных спутников Земли и аварийных радиомаяков, имеет смысл - помощь обычно успевает прийти до того, как обломки исчезнут под водой.
"Пропал с экрана радаров самолет - сколько по времени он будет падать? Максимум 50 секунд, - отмечает ученый. - Сколько же нужно ждать, чтобы один из низкоорбитальных спутников оказался в той же зоне видимости, что и аварийный самолет, и успел поймать радиосигнал его аварийного буя? До трех-четырех часов. Вот французский аэробус, говорят, успел подать какие-то 24 сигнала... А куда? Кому? Радиомаяки обычно не сохраняются при падении с высоты - так что когда спутник, которому и предназначались эти сигналы о помощи, и будет проходить над районом аварии, самолета там уже не будет".
Многоцелевая система сбора данных через космос, которую ученые назвали ДАНКО, была разработана под руководством Айнбиндера еще при советской власти в Московском НИИ радиосвязи. Одной из ее задач было точно (до 100 метров) и мгновенно (до пяти секунд) определять места авиакатастроф. Стендовые и летные испытания системы успешно завершились в 1999 году.
"В нашем случае аварийные радиомаяки посылают сигнал на один из пяти неподвижных геостационарных спутников, которые расположены гораздо выше низкоорбитальных - на геостационарной орбите Земли, высота 36 тысяч километров. Они, эти пять, "захватывают" собой всю Землю... Так что кодированный сигнал, посланный из любой точки планеты, обязательно будет пойман одним из спутников. А уже оттуда передан в центр приема информации. Где бы вы ни были, ваш SOS будет услышан и ваше нахождение определено моментально", - сообщил специалист.
По его словам, запускать новые спутники для этого не нужно - они уже существуют: два американских, европейский, японский и российский.
"После начала какой-либо нештатной ситуации аварийный радиомаяк с самолета непрерывно выстреливает в один из спутников "пакет" информации - спутник в свою очередь служит как бы посредником и "выстреливает" закодированным сигналом обратно на Землю, в сопряженный центр приема сигналов. И так каждые полсекунды. Можно вести мониторинг падающего самолета с момента обнаружения в нем фатальных неполадок и до его полной гибели. Впоследствии это не только даст возможность начертить точную траекторию падения самолета - точка прекращения сигнала и есть место его крушения, - но и проанализировать приблизительно, даже до расшифровки "черных ящиков", почему именно произошла катастрофа. Так как пакеты закодированной информации включают в себя изменения основных параметров полета", - рассказал Айнбиндер.
Проект планировалось внедрять в эксплуатацию с 1999 года, были получены положительные резолюции властей.
"Но из Росавиакосмоса сообщили, что, несмотря ни на что, в России и впредь будет использоваться международная система КОСПАС-САРСАТ, потому что ей следуют все цивилизованные страны и этого требуют международные стандарты безопасности полетов - не надо ничего изобретать", - заключил ученый.