Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости
Речь президента Барака Обамы в Каире еще раз подтвердила: он – настоящая поп-звезда. Словно импозантный конферансье на не высшего качества концерте, он умеет «продавать» свои идеи на публике, даже если эти идеи не содержат ничего особенно нового.
По сути, в прочитанной перед миллиардной телеаудиторией мусульманских стран речи не было никаких идей, которые означали бы отход от основных положений американской политики на Ближнем Востоке и в Афганистане. Но витрина, на которую Обама поставил этот в общем немного залежалый товар, была настоящим чудом маркетинга.
Американский президент строго погрозил Израилю пальцем за продолжающееся строительство поселений на Западном берегу реки Иордан – но ведь такую же позицию занимали и все предыдущие администрации начиная с администрации Билла Клинтона. Он обещал вывести американские войска из Ирака к 2012 году, а боевые части – уже к августу 2010 года. Но и предыдущая администрация не обещала превращать Ирак в колонию, отказывалась только назвать точную дату вывода войск. А словам насчет того, что «США не имеют претензий «ни на базы на территории Ирака, ни на его землю, ни на ресурсы» - этим словам ни в Ираке, ни в других мусульманских странах не поверят. У всех на виду американские базы в Косово, Саудовской Аравии и в Афганистане, и бывших советских республиках Средней Азии. Все эти примеры иллюстрируют старый принцип: нет на свете ничего более постоянного, чем временная американская военная база.
И все-таки Обама обладает уникальным свойством – ему хотят верить. Во время выступления Обамы улицы Каира – двадцатимиллионного мегаполиса – опустели. Публика была настроено одновременно и скептически, и крайне заинтересованно. Западные журналисты, бывшие в Каире в момент речи Обамы, описывают всеобщее настроение так: это еще не надежда, но уже ее ожидание.
«Он может говорить красивые слова, он может сказать мусульманам, что между ними и США вышло недоразумение, но что теперь мы, мол, вступаем в новую эру, уважаем и любим друг друга. Увы, все это люди воспримут как пустую риторику, - говорил накануне Абдель Рауф аль-Риди, председатель египетского Совета по внешней политике. – Если он серьезно настроен, настоящим тестом будет то, как он подойдет к решению палестинской проблемы».
Что ж, и по палестинскому вопросу Обама выступил в своей привычной манере. Было много красивых слов, включая само слово «Палестина» (до сих пор американские президенты предпочитали говорить о «палестинской автономии» или «будущем палестинском государстве»). Но пока не ясно, как далеко готов пойти Обама в ограничении действий израильских «ястребов» или в установлении контактов с людьми, которые реально управляют сектором Газа. Как известно, реальная власть в Газе принадлежит лидерам радикального исламского движения ХАМАС, и израильские власти пытаются то блокадой, то бомбардировками заставить палестинцев пожалеть об их «демократическом выборе» 2007 года, принесшем большинство голосов ХАМАСу.
Для Египта Газа – не абстрактная проблема. Именно оттуда, ломая заграждения и прорывая тайные тоннели, пробираются в Египет беженцы, боевики и «снабженцы» в поисках оружия для ХАМАС. Обама же пока что ограничивается символическими заявлениями – журит радикалов с обеих сторон, призывает ХАМАС «отказаться от насилия, признать прежние соглашения и признать право Израиля на существование». Очевидно, подразумевается, что при соблюдении этих условий США признают ХАМАС, который, как заметил Обама, «пользуется определенной поддержкой среди некоторых палестинцев».
Но вот беда – ХАМАС создался как движение на базе идей вооруженной борьбы, отказа от мирных соглашений 1993 года в Осло и непризнания Израиля. Отказаться от этих трех столпов для ХАМАСа – это то же самое, что большевикам в двадцатые годы отказаться от мечты о коммунизме.
Единственная реальная «морковка», которую Обама протягивает палестинцам – прекращение строительства израильских поселений на Западном берегу реки Иордан – также не может быть гарантирована. Израильские эксперты уже комментируют речь Обамы довольно негативно, отмечая, что запрет на поселения – это отказ от неких прежних обещаний США. Да и как могут США заставить Израиль прекратить строительство, если сам глава израильского МИДа Авигдор Либерман живет в одном из таких поселений?
Очень многое будет зависеть от того, как в конечном счете воспримут речь Обамы в США и в Израиле. В США Обаме пока удается удерживать общественное мнение на своей стороне – сказывается усталость от администрации Буша с ее двумя войнами в Ираке и Афганистане, одну из которых (иракскую) поддерживающая Обаму «Нью-Йорк таймс» признала «безумием», таким образом очертив ход мысли боящегося заходить так далеко президента. Но и в США все громче звучат недовольные голоса. Поддерживающие Израиль христианские фундаменталисты и некоторые консервативные голоса из еврейской общины обвиняют Обаму в слабости и сравнивают границы Израиля без поселений с границами Освенцима. Чтобы заглушить эти голоса, сейчас Обаме как никогда нужны результаты – хоть какое-то улучшение ситуации в Ираке или Афганистане, продвижение по вопросу об иранской ядерной программе.
Один из ключей к решению этих проблем лежит в России, имеющей большой опыт общения со всеми этими тремя проблемными исламскими государствами. Так что в следующей речи Обамы к исламскому миру наверняка будет упоминаться и наша страна.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции