Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Крупнейшие развивающиеся страны – Бразилия, Россия, Индия и Китай (группа БРИК), - имеют все шансы одними из первых преодолеть последствия мирового финансового кризиса и заметно усилить свое влияние в международных финансовых институтах и мировой экономике. Но при одном условии – пик кризиса уже позади, а его причинами стали сбои в мировой финансовой системе, а не исчерпание экономической модели, построенной на международном разделении труда.
По расчетам экспертов Китайского института современных международных отношений, экономический кризис сильнее всего ударит по трем типам экономик: сырьевым, экспортноориентированным и экономикам с чрезмерно открытыми финансовыми системами. Очевидно, что экономики стран БРИК попадают в первые две категории. Сырьевая экономика России страдает от падения спроса на углеводороды, Китай, Индия и Бразилия весьма болезненно переживают спад в мировой торговле (в этом году он составит порядка 11%). Достаточно сказать, что объемы экспорта из КНР в первом квартале 2009 года сократились на 30,9%.
И все же немало экспертов склонны полагать, что именно развивающиеся страны, и прежде всего, государства БРИК, выйдут из кризиса раньше и с гораздо меньшими потерями, нежели многие развитые страны. Наиболее предпочтительно выглядят шансы Индии и Китая. Последний вообще занимает особое место не только в группе развивающихся стран, но и во всей мировой экономике. Промышленный потенциал и размер внутреннего рынка позволяют КНР серьезно влиять на динамику цен на сырьевые товары. К тому же Китай - основной кредитор и торговый партнер США, а значит, в его руках судьба американского доллара – главного рычага влияния на мировую финансовую систему.
Благодаря накопленному (вернее перемещенному из Европы и США) промышленному потенциалу две страны группы БРИК – Китай и Индия – в этом году окажутся в роли локомотивов мировой экономики. Как заявила в ходе прошедшего в «РИА Новости» видеомоста Москва-Пекин директор Научно-исследовательского центра мировой экономики Китайского института современных международных отношений Чень Фэнъин, прирост мировой экономики в этом году произойдет за счет развивающихся стран, не меньше 70% этого прироста придется на долю Китая.
Вообще, китайские эксперты уверены, что пик кризиса, а вернее, замедление экономического роста (именно так китайцы называют процессы, идущие в экономике Поднебесной) для их страны уже позади.
Действительно, пик замедления пришелся на ноябрь 2008 года, когда экономический рост составил 6,1%, но уже во втором квартале этого года показатель роста может достичь 7%, а затем ежеквартально увеличиваться на 1%. В результате, по итогам года прирост ВВП КНР составит порядка 8%, и Китай станет первой страной, преодолевшей последствия мирового экономического кризиса.
Оптимизм китайских экспертов базируется на двух постулатах: первый – пик кризиса уже позади, в ближайшие три-шесть месяцев мировая экономика стабилизируется, а с 2010 года начнется ее восстановление. Второй – международные финансовые институты и правительства наиболее влиятельных в экономическом отношении стран теперь начеку и ни в коем случае не допустят второй волны кризиса.
Основания для подобных предположений есть. Ситуация, складывающаяся на мировом рынке, вроде бы говорит о том, что самая тяжелая фаза экономического кризиса уже позади. Мировые цены на американскую нефть WTI с многолетнего минимума в $32,40 за баррель в декабре 2008 года выросли к середине мая 2009 года на 85%, до отметки $60 за баррель. Г-жа Чень уверена, что рост продолжится, и к концу года американская нефть будет стоить уже $80 за баррель. Ситуация на фондовых рынках, по мнению китайских аналитиков, свидетельствует о том, что инвесторы возвращаются на китайский рынок акций – китайский фондовый рынок после ноябрьского минимума подрос на 62%.
Если дела обстоят именно так, то кризис открывает перед странами БРИК возможности для увеличения своей роли в мировой экономике, расширения присутствия на мировом рынке и привлечению иностранных инвесторов и технологий. Эти вопросы представители стран – участниц БРИК будут обсуждать во время Петербургского международного экономического форума, который пройдет с 4 по 6 июня. Директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики, бывший первый заместитель председателя Центробанка РФ Сергей Алексашенко считает, что Россия, Китай, Индия и Бразилия должны стать «во главе процесса усиления роли МВФ в деле контроля за макроэкономической ситуацией в мире». А Лев Фрейнкман надеется, что кризис откроет возможности для реформирования мировой торговой инфраструктуры в интересах развивающихся стран.
Конечно, говорить о скором и благополучном выходе развивающихся стран из кризиса можно лишь в том случае, если ситуация в этой самой мировой экономике действительно станет развиваться по оптимистичному сценарию. Однако, доводы пессимистов не менее убедительны, чем доводы оптимистов. Логика пессимистов такова: нынешнее оживление на мировых фондовых рынках (в том числе Китая и России) вызваны, скорее, изменением настроений финансовых спекулянтов, нежели фундаментальными экономическими показателями. Равно как и рост цен на нефть во многом обусловлен маневрами ОПЕК и интересами все тех же спекулянтов, а не реальными потребностями экономики. При этом ряд экономистов, в том числе и российских, называют в качестве фундаментальной причины кризиса практическую исчерпанность нынешней экономической модели на основе международного разделения труда. Если они правы, то о скором завершении кризиса не может быть и речи, хотя бы потому, что все антикризисные маневры мирового сообщества направлены на консервацию этой модели.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции