ПАРИЖ, 31 мая - РИА Новости, Владимир Добровольский. Крупнейшее в Европе авиашоу старых самолетов, ежегодно напоминающее европейцам о былой славе советских истребителей времен Второй мировой войны, в субботу и воскресенье проходит на аэродроме "Серни - Ферте Але" (Cerny - Ferte Allais) в 60 километрах от Парижа, передает корреспондент РИА Новости.
Аэродром "Ферте Але", на котором постоянно базируются авиационные реликвии частных любителей, в этом году вновь собирает на авиашоу гостей со всей Европы. В мероприятии участвуют 85 самолетов - всего вдвое меньше, чем на всемирно известном авиасалоне Ле-Бурже, который пройдет под Парижем две недели спустя.
"Это одно из крупнейших в мире событий в области старой авиации, у нас есть самолеты, которым 100 лет, и все самолеты летают. У нас участвует Блерио-11, который должен пересечь Ла-Манш 25 июля. Блерио-11 впервые пересек Ла-Манш 25 июля 1909 года", - сказал РИА Новости Кристиан Амара - президент ассоциации AJBS, организующей праздник.
В кризисный год организаторы вдвое снизили цену на входной билет - до 20 евро, и сократили программу полетов: показательные полеты состоялись только после обеда, тогда как раньше они занимали весь день.
Монопланы и бипланы времен Первой мировой, транспортные самолеты и бомбардировщики, истребители, сражавшиеся на обоих фронтах Второй мировой войны - авиашоу собрало легенд авиации со всего мира, а их пилоты - зачастую ровесники самих самолетов - выполняли сложнейшие фигуры пилотажа.
Праздник начался с показательных полетов самолетов ВМС Франции: в шоу участвовали базирущиеся в парижском регионе многоцелевые истребители "Рафаль-М", палубные штурмовики "Супер Этандар" и самолёт дальнего радиолокационного обнаружения "Хокай".
Истребители времен Второй мировой войны устроили в небе воздушный бой, начавшийся грохотом разорвавшихся "бомб" на поле аэродрома. "Подбитые" самолеты исчезали за горизонтом, и их место занимали новые.
Кроме самого зрелища, гостей катали на старых самолетах и вертолетах. В том числе, за 50 евро можно было взлететь в воздух на биплане советского производства "Ан-2", который владельцы специально пригнали из Германии.
"Это самолет 57-го года, из бывшей восточной Германии, это был армейский самолет", - рассказала РИА Новости его нынешняя хозяйка.
Бывшие военные летчики ежегодно возрождают на аэродроме "Ферте Але" славу боевых самолетов СССР - под музыку советского гимна с аэродрома взлетели истребители Як-3 и учебно-тренировочные Як-11 - модели, которые уже не летают в России
Советские "Яки" - одни из самых совершенных самолетов времен Великой отечественной - вновь подняли в воздух французы, наладив их производство в коммерческих целях. Як-11, который пилотирует бывший командир пилотажной группы Patrouille de France Жак Крин, был построен еще в Советском Союзе. Его нынешний владелец - Ален Капель - еще в 1983 году обнаружил его в ангаре египетской армии.
"Мне было 18, я увлекался поисками старых самолетов. Благодаря другу моего отца из Пентагона, я заполучил открытый список военно-воздушных сил по всему миру и обнаружил, что в Египте были Як-11. Эти самолеты были сняты с эксплуатации, и мы с отцом решили купить у них два "Яка". Нам ответили: нужно брать все. Там были 41 Як-11 и четыре Як-18", - рассказал Капель РИА Новости.
Отреставрировав и продав большинство этих самолетов, компания Капеля "Capel Aviation" начала производить старые истребители "с нуля".
"Раньше мы искали старые самолеты в Индонезии, в Таиланде, в Лаосе. Старые самолеты есть в Сомали и Уругвае, но они в таком плохом состоянии, а их транспортировка стоит так дорого, что дешевле построить новый", - сказал Капель.
"Во многих областях "Як" лучше, чем его английские и американские аналоги. Во время Второй мировой он превосходил практически все другие самолеты", - заявил Капель, который готов по обращению российских властей привезти свои самолеты для демонстрации в Россию, где эти модели "Яков" уже отлетали свое.
Пилот "Як-11", бывший командир Patrouille de France, отдает должное советским истребителям.
"Если бы для участия в воздушном бою мне предложили (американский истребитель времен Второй мировой войны) "Мустанг" или этот самолет, я выбрал бы Як. Это один из лучших самолетов, на которых я пилотировал", - заявил Жак Крин РИА Новости.
Французов интересуют не только советские легенды Второй мировой - пилоты покупают и более поздние модели "Яков" - например, "Як-55" для спортивных полетов.
"Это достаточно доступный, не очень дорогой самолет 1992 года выпуска. Мы купили его два с половиной года назад", - сказал РИА Новости владелец "Як-55" француз Эммануэль Брион.
Его самолет даже зарегистрирован в России - во Франции он не может пройти сертификацию.
Однако запчасти для "Яка" он вынужден покупать в других странах, в том числе, в Литве - даже российский инспектор не смог подсказать владельцу, как их купить в России.
"Я нашел адреса интернет-сайтов, отправлял запросы, но мне ни разу не ответили", - утверждает Брион.