Специальный корреспондент РИА Новости Сергей Кузнецов.
В воскресенье в Париже стартует Открытый чемпионат Франции по теннису. Он пройдет на Юго-Западе французской столицы, на кортах комплекса "Ролан Гаррос". Центр был назван в честь летчика, участника Первой мировой войны. Человека, сделавшего так много и погибшего за один день до своего 30-летия.
Ролан Гарро (так правильнее, фамилию с "с" на конце приберегу для названия турнира) родился 6 октября 1888 года в городе Сен-Дени, столице заморского департамента Франции, что расположен в Индийском океане.
Гарро учился в одной из самых престижных школ Франции - Высшей коммерческой школе Парижа (HEC Paris). За штурвал самолета он сел в 20 лет. Это был моноплан "Демуазель", который был построен пионером авиации Альберто Сантосом-Дюмоном - за 15 дней.
В 1911-м он пересел на "Блерио", и на нем несколько раз участвовал в безумно популярных тогда "воздушных гонках", проходивших в Европе.
Два года спустя он пересел на "Моран-Солнье", на котором совершил первый в истории безпосадочный полет через Средиземное море, перебравшись из города Фрежю, что на юге Франции, в Бизерту (Тунис).
Перед началом Первой мировой войны он уже снискал себе славу известного авиатора, причем его знали не только в Европе, но и в США и Южной Америке. И в свете этой самой славы он ушел на войну под заменами французской армии.
В декабре 1914 года Гарро, будучи разведчиком, в составе своей эскадрильи посещает завод "Моран-Солнье". Он подробно изучает опыт авиастроителей, которые пытались создать пулемет на борту моноплана. В конце концов Гарро разрабатывает агрегат, устанавливает его на свой "Моран-Сольне тип L" и входит в историю как первый летчик, использовавший пулемет, стрелявший сквозь винты пропеллера.
На лопастях винта были укреплены стальные угольники. По сравнению с общей площадью так называемого сметаемого диска винта поверхность двух лопастей весьма невелика, она составляла лишь сотые доли площади круга. Подчиняясь законам вероятности, пули благополучно пролетали мимо лопастей, и только семь процентов встречали на своем пути преграду. Но они не разносили лопасти в щепки, а рикошетировали от стальных угольников Гарро.
Взлетая навстречу вражеским аэропланам на одноместном «Моране», Гарро был, как писали французские газеты, "в одно и то же время и пилотом, и наблюдателем, и стрелком". За короткий срок он сбил «непостижимым образом» несколько самолетов врага. Желая узнать столь дорогой секрет французов, немцы устроили охоту за машиной Гарро. И 18 апреля 1915 года они достигли своей цели: в топливный бак самолета французского летчика попала пуля, и он разбился на территории, занимаемой немецкими войсками. Гарро, выбравшись из пылающего самолета, попытался уничтожить свое изобретение, чтобы враги не раскрыли его секрет, но ему не хватило времени. Он был схвачен в плен, где находился около трех лет, а немецким конструкторам не составило труда понять принцип работы пулемета Гарро. И уже через десять дней голландский специалист Антони Фоккер, работавший на Германию, усовершенствовал аппарат, предложив устройство для синхронизации огня с вращением пропеллера. Кинематика действовала так, что выстрел задерживался, если на пути пули была одна из лопастей пропеллера.
Гарро удалось бежать из плена в феврале 1918 года. Любопытно, что вместе с ним бежал и легендарный Шарль де Голль, но, если Гарро спасся, то де Голля настигли, и ему удалось освободиться из плена лишь после перемирия, 11 ноября 1918 года.
Ролан Гарро вновь присоединился к французским войскам и продолжил служить. Но пятого октября 1918 года в местечке Вузье (округ Арденн) он вновь был сбит, но на этот раз выжить ему не удалось: он погиб за день до своего 30-летия и всего за месяц до окончания войны.
Теннисный центр, получивший имя Ролана Гарро, был построен в 1927 году. Это стало прямым следствием победы сборной Франции в Кубке Дэвиса. Тогда за трехцветных выступали легендарные "четыре мушкетера": Жак Бруньон, Жан Боротра, Анри Коше и Рене Лакост.
Так в чем же связь между Роланом Гарро, летчиком Первой мировой войны, и теннисным турниром? Все просто: в годы своей учебы в Париже он страстно любил ходить на турнир, который тогда носил имя "Стад Франсе", по названию клуба, где он проходил. Гарро был членом этого клуба, сам играл в теннис и обожал эту игру.
В честь Ролана Гарро назван не только теннисный центр. Его имя носит и аэропорт в его родном городе Сен-Дени, что на острове Реюньон в Индийском океане. Кроме того, автомобилестроительная компания Peugeot создала ограниченную серию машин 205-й модели и назвала ее "Ролан Гарро". Затем, на волне успеха, она присвоила имя французского летчика ограниченным сериям и других моделей - 106, 206, 306 и 806. Машины этих серий отличались эксклюзивным рисунком на кузове и кожаной отделкой в интерьере.