Одной из основных тем саммита Россия-ЕС в Хабаровске 21-22 мая был ставший неразрешимым в последнее время между Москвой и Брюсселем вопрос – газовый. Согласно сверхоптимистичной версии предполагалось, что российская сторона в ходе саммита убедит руководство ЕС совместно выработать новые всеобъемлющие правовые рамки энергетического сотрудничества взамен Энергетической хартии. Однако уже почти за месяц до встречи в Хабаровске было ясно, что ЕС не отступит от нее. Накануне же саммита ЕС выдвинул России свои контрпредложения – механизм раннего оповещения при возникновении рисков транзита.
Россия в середине апреля в документе, озаглавленном «Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики» предложила пересмотреть принципы договора (от 1994 года) к Энергетической хартии (от 1991 года) и закрепить положение о предсказуемости сбыта энергоносителей. Предложения России исходят из того, что Энергетическая хартия в нынешнем виде и договор к ней отражают интересы стран-потребителей энергоресурсов и не учитывают интересы стран-поставщиков.
Но в конце апреля еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс в Москве дал отрицательный ответ на российские предложения. Позиция Евросоюза состоит в том, что Энергетическая хартия уже давно подписана и ратифицирована многими странами, и отказаться от нее невозможно. Предложенный же Россией концептуальный подход, по мнению еврочиновников, носит слишком общий характер. Кроме того, в Евросоюзе считают, что российские инициативы неспособны обеспечить безопасность европейских потребителей.
Буквально накануне саммита в Хабаровске дискуссия по газовому вопросу между Россией и ЕС на международной конференции «Энергетический диалог Россия—Европейский союз», прошедшей 19 мая в Берлине, приобрела тон откровенной перепалки. Представитель «Газпрома» обвинил еврокомиссара по энергетике Андриса Пиебалгса в некомпетентности, а Еврокомиссию — в бездействии в ходе январского газового спора России с Украиной. Представители же Еврокомиссии ответили, что России предстоит сначала восстановить доверие каждой из 27 стран Евросоюза, прежде чем энергодиалог будет возобновлен.
Там же в Берлине было заявлено, что новая энергостратегия ЕС предусматривает сокращение импорта газа к 2020 году на 5% и рост потребления атомной энергии как альтернативы голубому топливу. Причем, в Евросоюзе готовы покупать российское ядерное топливо для своих АЭС. Потребление же российского газа в ЕС намерены сохранить на нынешнем уровне – 300 млрд кубометров в год. «Газпром» же рассчитывает согласно своей стратегии нарастить поставки газа в Европу – до 500 млрд кубометров газа в 2030 году.
Также на берлинской конференции стало известно, что специально к саммиту ЕС-Россия Еврокомиссия подготовила контрпредложения о механизме раннего предупреждения при возникновении рисков транзита. Их еще в конце апреля глава Еврокомиссии Жозе-Мануэл Баррозу направил российскому руководству. Главная идея контрпредложений ЕС в том, чтобы поставки газа в Европу не должны прекращаться, несмотря ни на какие разногласия между газодобывающими странами и транзитерами.
Таким образом, Россия и ЕС выработали к встрече в Хабаровске новые, но малосогласующиеся предложения. Россия – «концептуальный подход», который должен заменить Энергетическую хартию; ЕС – новую энергостратегию и механизм раннего предупреждения, которые являются продолжением Энергохартии. Как встретились, так и разошлись.
Президент России Дмитрий Медведев на итоговой пресс-конференции в Хабаровске подтвердил позицию России о необходимости выработки новых соглашений по энергобезопасности взамен ныне существующих, добавив, что Россия не будет участвовать в действующей Энергетической хартии.
Руководство ЕС было вежливо, как и положено гостям. Председатель Еврокомиссии Жозе-Мануэл Баррозу заявил, что ЕС может рассмотреть предложения России в процессе пересмотра Энергетической хартии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции