Премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости Вадиму Радионову рассказал о том, как развиваются латвийско-российские отношения, почему власти республики игнорируют 9 мая и как правительство борется с самым тяжелым экономическим кризисом в истории страны.
- Господин Домбровскис, как бы вы могли охарактеризовать нынешние отношения Латвии и России?
- Я думаю, что наши отношения развиваются в конструктивной плоскости. Сейчас обе стороны готовятся к очередному заседанию латвийско-российской межправительственной комиссии.
Также Латвия со своей стороны делает все необходимое для подготовки демаркации границы соединяющей два наших государства. Этот вопрос необходимо решить, и мы ждем прогресса от России.
Но самое главное сейчас, как мне кажется, - активизировать экономическое сотрудничество между двумя странами. Именно экономические вопросы в сегодняшней повестке дня являются приоритетными - их "обозначил" кризис, он внес свои коррективы в реальную жизнь.
- Посол РФ в Латвии Александр Вешняков сказал журналистам, что односторонняя позиция Риги в вопросе "грузино-российского конфликта" случившегося в августе прошлого года, негативно отразилась на отношениях двух государств. Вы это почувствовали?
- Война в Грузии вызвала некоторые опасения не только в Латвии, но и во всем ЕС. Но сейчас ситуация меняется - проблемы решаются. Позиция Латвии не была чем-то уникальным - она соответствовала единой позиции ЕС.
- Экономика Латвии переживает самый сильный спад в ЕС. В связи с этим некоторые латвийские эксперты публично призывали правительство обратиться за финансовой помощью к России. На ваш взгляд, такое возможно?
- Сейчас мы работаем над тем, чтобы получить следующий транш от МВФ. Поправки к государственному бюджету фактически уже готовы. Остались технические моменты. Все это дает нам хороший повод считать, что следующий транш мы получим...
Что касается помощи от России... Мы сейчас не рассматриваем такую возможность.
- Министр экономики Артис Кампарс в одном из интервью заявил, что Латвия практически достигла дна кризиса, дав понять, что хуже уже не будет. Вы тоже так считаете?
- Согласно некоторым экономическим показателям? низшей точки кризиса Латвия достигнет во второй четверти этого года, после чего ситуация постепенно начнет улучшаться. Мы прогнозируем, что рост экономики республики начнется во второй половине 2010 года.
- Риск банкротства Латвии, о котором вы говорили в марте, уже миновал?
- Этот риск уменьшился. Мы работаем над тем, чтобы недопустить такого развития событий.
- Многие эксперты говорят о том, что преодолеть экономический кризис Латвии могло бы помочь экстренное введение евро...
- Программа стабилизации экономики Латвии предусматривает, что республика выполнит маастрихские критерии - которые необходимы для присоединения страны к еврозоне - до 2012-го года.
Сейчас на эту тему много спекуляций: звучат такие мнения, что, может быть, новым странам-участницам ЕС можно было бы предоставить возможность присоединится к еврозоне в "экстренном режиме". Мы, конечно, были бы не против этого - но в своих прогнозах и работе опираемся на те правила, которые есть.
- Планирует ли правительство в рамках борьбы с кризисом повышать налоговые ставки, как это сделал предыдущий кабинет министров?
- Что касается ставок налога на добавленную стоимость (НДС), которые были повышены по инициативе предыдущего кабинета с 18 до 21%, то мы не собираемся их увеличивать еще больше.
Наоборот, мы хотим попросить МВФ разрешить нам уменьшить "пониженные" ставки НДС - на лекарства, гостичные услуги, книги и прессу (которые также были увеличины с 5% до 21% - ред) поскольку их повышение дало отрицательный эффект.
Что касается других изменений в налогой сфере, то до следующего года мы планируем введение налога на прирост капитала, а также изучаем возможности увеличения ставок налогов на недвижимость, на природные ресурсы, а также на азартные игры и лоттереи.
- Как продвигаются переговоры о продаже банка "Парэкс", который государство было вынуждено национализировать, чтобы спасти от банкротства?
- В апреле мы подписали договор с Европейским банком реконструкции и развития(ЕБРР), который купил 25% + 1 акцию "Парэкса". Мы также привлекли международного консультанта, который помогает нам с привлечением стратегического инвестора для "Парэкса". Правительство не возражает против того, чтобы продать банк как можно быстрее - но для нас все-таки важны условия его продажи. Государство должно получить назад хотя бы те деньги, которые вложило в "Парекс". А это зависит и от глобальной финансовой ситуации. Сейчас не самый подходящий момент продавать банки.
- Как вы относитесь к празднику 9 мая? В этом году в Риге у памятника Войнам-освободителям собралось около 200 тысяч человек. Но официальные власти это мероприятие по традиции игнорируют...
- Окончание Второй Мировой войны празднуется во всей Европе 8 мая. В России День Победы отмечают 9 мая - как это было принято в СССР. Это традиция. Но я думаю, что в данной ситуация дело не в дате, а в принципе... Ведь и 8 мая, и 9 мая - мы всем отмечаем одно и то же. В Латвии тоже были мероприятия c участием политиков (президент и премьер 8 мая возложили цветы на Братском кладбище в Риге в память о всех павших на войне - ред), я не вижу здесь никаких проблем.
- Россию очень беспокоит, что более 350 тысяч человек в республике имеют статус "негражданина"...
- Проблема неграждан - не новая. Но она решаемая. Процесс натурализации не очень сложен, и он дает любому человеку, который прожил в республике некоторое время, возможность получить гражданство, сдав несложные экзамены. В любой стране ЕС есть требования к претендентам на гражданство: они должны знать основы государственного языка и истории страны. В России, насколько мне известно, для получения гражданства необходимо владеть русским языком... У нас, кстати, для получения гражданства в совершенстве владеть латышским не обязательно. Правда, сейчас процесс натурализации немного замедлился - думаю, это связано с тем, что Россия в прошлом году предоставила негражданам возможность безвизового въезда на свою территорию... Граждане Латвии не имеют такого права.
- Не кажется ли вам несправедливым, что граждане ЕС, которые прожили в Латвии полгода, могут участвовать в выборах местных самоуправлений, а неграждане, многие из которых родились в республике, лишены этого права?
- В том-то и разница, что этими правами обладают граждане ЕС. Но, как я уже сказал, неграждане могут пройти натурализацию и стать полноценными участниками политической жизни страны.
Валдис Домбровскис: сейчас не то время, чтобы продавать банки
Читать ria.ru в