Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Еще зимой в правительстве считали, что в условиях кризиса госкомпаниям, в том числе разместившим свои акции в ходе «народных» IPO, надо сэкономить в этом году на дивидендах. Но постепенно возобладала точка зрения, что за счет выплаты дивидендов надо хоть отчасти сгладить потери граждан, поверивших в рекламу и вложивших свои сбережения в бумаги находящихся под контролем государства «Роснефти», Сбербанка и ВТБ. Именно сейчас их руководство вырабатывает окончательные предложения о выплатах владельцам акций в преддверии общих годовых собраний акционеров, которые пройдут в июне.
Спасение идеи «народных» IPO»
Первой «народное» IPO (первичное размещение акций на открытом рынке) в России летом 2006 года провела крупнейшая отечественная нефтяная компания «Роснефть». В результате размещения 115 тысяч россиян стали ее акционерами. По итогам «народных» IPO Сбербанка и ВТБ, прошедших весной 2007 года, их акционерами стали соответственно 30 тысяч и 124 тысячи граждан.
Однако из-за кризиса с момента размещения к настоящему времени курсы акций ВТБ и Сбербанка упали примерно на 70%, а «Роснефти» – на 15%.
В феврале, когда в правительстве впервые рассматривали вопрос о выплатах дивидендов компаниями, находящимися под контролем государства, высокопоставленные чиновники давали понять, что с пониманием отнесутся к их желанию сэкономить на выплате дивидендов в кризисном году. Правда, менеджмент самих госкомпаний таких намерений не высказывал.
Уже в прошлом месяце точка зрения правительства на выплаты дивидендов госкомпаниями разительно поменялась: последние выплатят дивиденды акционерам. Речь, в первую очередь, идет о троице, которая провела «народные» IPO.
Дело в том, что при проведении IPO ВТБ, Сбербанка и «Роснефти» было привлечено значительное число граждан, слабо представлявших, что такое фондовый рынок. С них, конечно, нельзя полностью снимать личную ответственность за принятые инвестиционные решения. Но следует признать, что многие их них попали тогда под воздействие широкомасштабной рекламной кампании со стороны государства, в ходе которой даже утверждалось, что оно не допустит падения бумаг, размещенных в ходе народных IPO.
Если «народные» госкомпании (вдобавок к падению цены собственных бумаг) откажутся платить дивиденды, сама идея «народных» IPO может быть похоронена навсегда.
Следует отметить, что ранее все «народные» компании исправно платили своим акционерам. Так, Сбербанк и «Роснефть» по итогам 2007 года направили на выплаты акционерам, согласно своей дивидендной политике, по 10% от своей чистой прибыли. ВТБ в прошлом году выплатил в виде дивидендов вообще половину чистой прибыли.
Исходя из финансовых результатов 2008 года, трем госкомпаниям есть из чего платить и в этом году. Сбербанк заработал в прошлом году 108,2 млрд рублей чистой прибыли, ВТБ – 26,3 млрд рублей. «Роснефть», отчитывающаяся по международным стандартам бухучета, в 2008 году получила чистую прибыль в размере $11,12 млрд.
Совет директоров «Роснефти» уже рекомендовал в конце апреля выплатить дивиденды за прошлый год на уровне 1,92 рублей на акцию (общая сумма выплат - 20,35 млрд рублей). Это на 20% больше прошлогодних 1,6 рубля на акцию (в сумме 16,96 млрд рублей). По словам руководства нефтяной компании, в будущем у «Роснефти» есть намерение постепенно увеличивать выплаты акционерам.
Дивиденды – слабое утешение
Однако столь значительно выглядящие на бумаге дивидендные выплаты на практике для владельцев незначительных пакетов акций – участников «народных» IPO – являются очень слабым утешением из-за падения стоимости акций.
К примеру, граждане, вложившие в акции ВТБ во время «народного» IPO 100 тысяч рублей, сейчас могут продать этот пакет примерно за 30 тысяч рублей. Согласно принятому 13 мая решению наблюдательного совета ВТБ, в этом году банк направит на выплату дивидендов чуть более 11% чистой прибыли. Дивиденды, причитающиеся владельцу вышеобозначенного пакета, составят менее 330 рублей, и с этой суммы еще надо будет уплатить налог на дивиденды, составляющий 9%.
Таким образом, убыток со времени инвестирования – из-за падения курсовой стоимости акций – составит около 70% без учета инфляции. Это тем более обидно, поскольку ранее руководство «народных» компаний убеждало миноритариев, что главное для них — не дивиденды, а рост стоимости акций. Теперь этот аргумент не работает.
Именно поэтому менеджмент ВТБ перед заседанием наблюдательного совета обсуждал схему компенсации потерь миноритарным акционерам банка от падения котировок акций. По слухам, эта схема предусматривала, что любой акционер мог продать банку пакет акций объемом до 300 тысяч рублей – по цене размещения в 2007 году, когда акции банка стоили примерно в 3,5 раза больше, чем сейчас.
По сути, обсуждавшаяся в ВТБ схема представляла собой распространенный на Западе механизм обратного выкупа компаниями своих акций у инвесторов – buy-back. Правда, обычный buy-back, как правило, происходит во время устойчивого роста котировок – по рыночной цене. Посредством этого механизма компании, с одной стороны, поощряют акционеров, а, с другой, облегчают себе жизнь, снижая сумму потенциальных дивидендных выплат в будущем.
Однако схема, согласно которой ВТБ собирался выкупить свои акции в 3,5 раза дороже рыночной стоимости, не была даже рассмотрена на наблюдательном совете банка. Решающее слово осталось за представителями государства в наблюдательном совете, которые посчитали, что в условиях кризиса подобные щедрые компенсации окажутся непосильными для госбанка.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции