Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
В Италии уже неделю антракт от мирового экономического кризиса. Вся страна только и говорит (читает, слушает и смотрит), что о предстоящем разводе премьера Сильвио Берлускони и его жены Вероники Ларио. Вероника уже не раз призывала Сильвио вести себя прилично. И вот, наконец, сказала ему твердое Basta! Да еще как сказала! Если жена извещает вас о намерении развестись не в разговоре на кухне, не по телефону и даже не запиской, а открытым письмом в ведущее информационное агентство страны, и в интервью сразу двум национальным газетам, значит, женщину действительно достали. Значит, она в сильном раздражении.
Сама Вероника объяснила свой, прямо сказать, не совсем обычный выход на печать в таком, вроде, интимном вопросе, как развод, тем, что иного способа достучаться до Сильвио у нее уже нет. Последней каплей, вернее волной, которая вынесла негодование синьоры Ларио прямо на всеитальянское обозрение, стала очередная эскапада 72-летнего супруга. Будучи в Неаполе, он «экспромтом» заглянул на день рожденья 18-летней начинающей, но многообещающей телеведущей и модели Ноэми Летициа. «Экспромт» не помешал Il Сavaliere, как зовут Сильвио в Италии, подготовить в качестве подарка золотой браслет с бриллиантами. «Я не могу оставаться с человеком, который бегает по малолеткам», объявила уже на следующий день 52-летняя Вероника в интервью газете La Repubblica.
Ну, насчет «бегает по малолеткам» - это, конечно, сказано в состоянии сильной запальчивости: на вечеринке Сильвио снимали и личный фотограф, и телеоператор. Так «по малолеткам» не бегают. Была наверняка более веская причина для того, чтобы разорвать 29-летний брачный союз.
Импозантный, экстравагантный, яркий, непредсказуемый, плейбоистый, молодящийся, самовлюбленный, эгоистичный и бог знает какой еще, Сильвио никогда и не скрывал особо, что испытывает неодолимую слабость к прекрасным дочерям Апеннин. А кто из итальянцев, скажите, ее не испытывает? Конечно, слабость какого-нибудь обыкновенного Vittorio или Mario и слабость премьер-министра - это совершенно разные вещи. Но вовсе не катастрофа. Кто только этим не прославился – от Джона Кеннеди до Франсуа Миттерана, Билла Клинтона и даже британского премьера Джона Мейджора. У всех были интрижки «на стороне».
Но у Сильвио, к тому же, есть еще и какое-то всепоглощающее и безразмерное честолюбие, бравада, упоение демонстративной безнаказанностью. Он в последнее время дошел до того, что решил выдвинуть на предстоящих в июне выборах в Европейский парламент в качестве кандидатов от «своей» партии четырех молодых особ: балерину, певицу, актрису и бывшую участницу конкурсов «Мисс Италия». Вероника «прошлась» и по этим кандидатурам, и их пришлось исключить из списков (интересно, что бы она сказала, узнав, кто заседает в нашей Думе? Просто интересно. Без всяких намеков). Плюс, конечно, сделали свое дело необузданный нрав и еще более неконтролируемый язык Сильвио. Два года назад ему уже приходилось публично извиняться перед женой за комплимент, отпущенный Маре Карфанье (бывшая топлесс-модель, ныне ставшая министром по делам равных возможностей в кабинете Берлускони): «Я бы обязательно женился на вас, если бы уже не был женат». Вроде бы ничего такого, но жена восприняла это как оскорбление: «Я что у него, гиря на ногах, что ли?», - и в первый раз написала письмо в газету. Берлускони тогда извинился. А Веронику феминистские европейские издания немедленно возвели в ранг «самой страдающей жены премьера в Европе», а сама она не раз говорила после этого, что чувствует себя как «половинка от ничего».
Теперь Сильвио не намерен сдаваться и уже пошел в наступление. В интервью самой популярной итальянской газете Corriere della Sera Сильвио объявил, что это не он, а его жена должна извиняться, что извинение, собственно, уже ничего не изменит и что все это – происки оппозиции, а сам он это как-нибудь переживет.
И ведь действительно переживет. Сильвио женат уже не первый раз. (В Италии, несмотря на весь ее католицизм, разводы, в общем, обычная вещь. Просто эта процедура несколько сложнее и дольше, чем в остальных странах Европы). Вплоть до встречи с Вероникой он состоял во вполне благополучном браке с Карлой Дальольо (Carla Dall’Oglio). История второго брака тоже показательна. Впервые Сильвио увидел Рафаэллу Мириам Бартолини (Вероника Ларио – сценический псевдоним) на спектакле в одном из миланских театров в 1980-м. Она, кстати, отнюдь, не была стриптизершей, а просто по роли должна была показаться на сцене «без верха». Видимо, на Il Cavaliere это произвело неизгладимое впечатление. C тех пор Сильвио фактически содержал уже две семьи и до оформления законного брака с Вероникой 15-го декабря 1990-го года они уже имели трех детей (от первого брака у Сильвио их двое).
Вероятно, по этой последней причине «страдания» Вероники не вызвали такой уж большой солидарности со стороны женского населения Италии. Судя по итальянским газетам, здесь очень даже нередка реакция на все произошедшее в духе: «Сидела бы себе и сидела. Ведь не за землекопа же вышла».
Вообще, как это ни странно, но все эти разводные дела могут даже укрепить популярность Берлускони, поскольку в принципе приближают его к статусу «простого гражданина», которому и развод - «не чужой дядя», и семейные ссоры, и склоки со стороны жены – тоже не иностранцы. В Италии такие «мужские страдания» высоко котируются. Сам же Берлускони уже давно не устает повторять, что он хоть и безмерно богат (по последним данным, его состояние оценивается примерно в 6,5 млрд долларов), но прост в душе и никакой не интеллектуал, а простой итальянец. Только очень богатый.
И ему верят. На сегодня Берлускони пользуется дома популярностью, которая и не снилась никакому другому премьеру Европы. Теперь Италия будет с интересом следить, какую часть состояния Вероника Ларио сможет отсудить у своего мужа. До завершения всех разводных формальностей, а Сильвио и Вероника уже наняли адвокатов, может пройти около 3 лет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции