Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Совет Европы, самая старая и самая мало (и нелестно) упоминаемая из всех ныне действующих общеевропейских организаций, отпраздновала 5 мая свое 60-летие и готовится сделать это еще более торжественно на юбилейной, 119-й сессии Комитета Министров всех 47 стран-участниц 12 мая. О Совете Европы в самой Европе мало кто знает, и можно побиться о заклад, что если спросить эдак 100 или больше европейцев – от Лиссабона до Москвы (мы - член с 1996-го года), то если человека 2-3 даже приблизительно скажут вам, что это такое, и не спутают его с Европейским Союзом или Европейским Советом, то это уже будет большое достижение.
Более всего на слуху сейчас ПАСЕ – Парламентская ассамблея Совета Европы, все 318 депутатов от государств-членов которой обираются на сессии раз в три месяца во французском Страсбурге. Россия, как одна из крупнейших европейских стран, наряду с другими (Франция, Германия, Италия, Британия) имеет право делегировать в ПАСЕ 18 депутатов. Причем такая парламентская делегация должна точно отражать расклад политических сил в национальном парламенте, т.е. в ПАСЕ от нас регулярно заседают представители всех представленных в Федеральном собрании политических партий.
СЕ задумывался в первые послевоенные годы идеалистами европейской интеграции как общеевропейский институт, чем надолго опередил идеи интегрированной Европы. Впрочем, когда СЕ был создан 5 мая 1949 года, в него вошли только Бельгия, Дания, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Британия (Западная Германия была принята в 1950-м).
Первоначально СЕ задумывался как некий форум для выработки единой политики, стандартов поведения, правовых норм, внешнеполитических и экономических консультаций в Европе, которая только начала оправляться от войны и как раз в таком форуме нуждалась. Но «холодная война» все эти идеи похоронила: трудно было надеяться на общеевропейский форум в Европе, перерезанной пополам Большим идеологическим водоразделом. Создание Общего рынка лишило СЕ всех основных его функций и оставило на настоящее время лишь заботу о правах человека, со всеми производными.
Собственно, этим сейчас и занимается Совет Европы и ПАСЕ. Он вырабатывает или пытается выработать общеприемлемые для Европы нормы соблюдения всех видов и подвидов прав человека и резко критикует их несоблюдение, где бы оно ни происходило.
Надо сказать, что СССР, никогда не испытывавший (по вполне объяснимой причине) никакого желания становиться членом СЕ, сделал решающий вклад в рост рядов организации. После «эпохи перестройки», развала СССР и всего социалистического лагеря, СЕ более чем удвоил свои ряды. На сегодняшний день в нем 47 членов – все страны Европы, за исключением Белоруссии, которая пока не удовлетворяет принятым в ЕС нормам соблюдения прав человека, демократии и верховенства закона.
Россия, как уже упоминалось, вступила в СЕ в 1996-м году и сразу взяла на себя все мыслимые и немыслимые обязательства – такое было время. Сейчас мы платим в бюджет ЕС столько же, сколько Франция, Германия, Италия и Британия – каждая по 12% от его годового бюджета. Если кому-то захочется подсчитать наш точный вклад, то вот некоторые исходные цифры. На 2009 год бюджет определен в размере 205 миллионов евро, т.е. на функционирование организации (штат в Страсбурге чуть больше 2000 человек) тратится приблизительно 560 тысяч евро каждый день. Официальных языков у СЕ два – английский и французский, но рабочих гораздо больше: к двум вышеупомянутым прибавляются еще немецкий, русский и итальянский.
Спутать СЕ с ЕС очень легко еще и по той простой причине, что у обеих организаций один и тот же флаг и один и тот же гимн. Звездно-голубой флаг с 12-ю звездами сначала избрал для себя как раз Совет Европы. А потом уже, в 80-х, Европейский Союз его скопировал. Бетховенскую «Оду Радости» поют как гимн обе организации.
Но на этом схожесть обеих европейских организаций заканчивается.
По большому счету Совет Европы - это некое подобие дискуссионного клуба по правам человека, а для многих стран, особенно для восточно-европейских не членов ЕС, еще и нечто вроде главного «политического туроператора» Старого Света, обеспечивающего регулярные поездки в чудный город Страсбург. Здесь расположена штаб-квартира организации. Между прочим, паломничества на сессии ПАСЕ могли бы быть гораздо массовей, если бы в 1958 году в организации не возобладал здравый смысл. Тогда Европейская парламентская ассамблея (предтеча ПАСЕ) выбирала место для постоянной дислокации секретариата СЕ. Ницца набрала всего на 8 голосов меньше, чем Страсбург. А то быть бы ПАСЕ на французском Лазурном берегу.
В основном депутаты ПАСЕ заняты тем, что проверяют все страны-члены на генетическую пригодность европейским ценностям. Ясное дело, что Россия выделяется здесь своим нехорошим, неевропейским наследием. Особенно тяжелую критику мы получали за Чечню, что очень сильно раздражало всех участвующих в страсбургских сессиях российских депутатов.
В целом же для России, равно как и для Молдавии, Украины, Грузии, Турции, Совет Европы – это нечто вроде прихожей при европейском доме. В сам дом вроде не пускают, да еще критикуют или журят, но все же «мы уже в прихожей», а не на улице: в этом есть нечто объединяющее нас с общеевропейской традицией. Хотя здесь можно и поспорить. Большого вреда - впрочем, и пользы - от СЕ уже давно нет, поскольку он дублирует работу многих органов ООН и национальных парламентов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции