МОСКВА, 21 апр - РИА Новости. В России в 2009 году будет построено 2,7 тысячи километров автомобильных дорог, что на 17,4% больше, чем в 2008 году, сообщил во вторник РИА Новости министр транспорта РФ Игорь Левитин.
"Подводя итоги 2008 года, могу проинформировать о том, что мы построили вместе с регионами около 2,3 тысячи километров автомобильных дорог, что на 40% больше 2007 года. План 2009 года - 2,7 тысячи километров, из них тысяча километров - это федеральные дороги. Это, в основном, дороги на Дальнем Востоке, среди них дорога Чита-Хабаровск, в европейской части - это обход Санкт-Петербурга и окончательный этап строительства обходной дороги в Сочи", - сказал Левитин.
По его словам, в этом году в РФ также завершится строительство трех мостов через Волгу - в районе Ульяновска (строительство было начато в 1986 году), в Волгограде (начало строительства в 1996 году) и в Саратовской области у села Пристанное (начало строительства в 2000 году). "И у нас практически больше не останется мостов-долгостроев, которые начинались десять и более лет назад, и мы практически выйдем теперь на нормативные сроки строительства дорожной инфраструктуры", - отметил министр.
Отвечая на вопрос, какова на сегодняшний день доля дорог общего пользования, которые соответствуют техническим нормам, Левитин сообщил, что впервые она увеличилась с 34% до 38%. "И даже это 4% улучшение нормативного состояния федеральных дорог позволило нам на 13% сократить количество ДТП в зависимости от качества дорог. То есть улучшение качества дорог влияет и на дорожно-транспортную ситуацию на дорогах, поэтому в 2008 году сократилось количество ДТП за счет дорожной инфраструктуры", - отметил министр транспорта РФ.
Говоря о перспективах строительства платных дорог в РФ, он сказал, что очень важным фактом, который будет способствовать строительству таких дорог, будет принятие Госдумой пакета законов о государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"). "Чтобы выходить на платные дороги, нужны механизмы привлечения частных инвестиций. С этой целью и создается государственная компания по организации строительства платных автодорог. Мы в этом году планируем подписать два концессионных соглашения по дороге Москва - Санкт-Петербург и по дороге в обход Одинцово", - сообщил Левитин.
Комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям на заседании 16 апреля рекомендовал принять в первом чтении проект закона о государственной компании "Автодор" в новой редакции. Первое чтение документа запланировано на 22 апреля. Предыдущая редакция законопроекта была внесена в палату в январе и одобрена профильным комитетом, однако позже рассмотрение было отложено, после чего депутаты предложили новую редакцию этого документа.
Проект закона о госкомпании "Автодор" устанавливает ее правовое положение, порядок функционирования и управления автомобильными дорогами, а также особенности передачи компании земельных участков и распоряжения такими участками. Согласно тексту документа, учредителем "Автодора" выступает Российская Федерация, а деятельность компании направлена на поддержание в надлежащем состоянии и развитие сети принадлежащих ей автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры. В соответствии с проектом закона, органами управления госкомпании являются наблюдательный совет, правление и председатель правления.
Ранее Левитин сообщал, что концессионные соглашения на строительство платных автодорог Москва - Санкт-Петербург и Москва - Одинцово будут подписаны в июне текущего года.
По словам министра транспорта РФ, в ходе переговоров, которые в настоящее время ведет Минтранс РФ с победителями конкурса, обсуждается вопрос, как уменьшить риски строительства платных автодорог в связи с колебанием валютного курса, который сегодня нестабилен.
Говоря об опыте строительства платных автодорог, Левитин отметил, что Россия смотрит и на то, как этот процесс организуется в других странах. "У нас, конечно же, есть опыт европейских государств. Мы также внимательно отслеживаем опыт Китая, где федеральные дороги строятся в пропорции 50% - бюджетные средства, а 50% - кредит, который выдается государственной компании и которая после введения платности дорог возвращает этот кредит государству. Те концессии, которые мы рассматривали в ходе конкурса - это, конечно же, европейский опыт", - добавил он.
Строительство платной скоростной автомобильной дороги Москва - Петербург предусмотрено приказом министерства транспорта РФ от 31 июля 2006 года. Предполагается, что эта автомагистраль будет дублером наиболее загруженного участка федеральной автодороги М-10 "Россия".
В конце 2008 года Росавтодор принял решение о заключении с ООО "Северо-западная концессионная компания" концессионного соглашения на строительство скоростной автодороге "Москва-Петербург" на участке 15-58 километр. Ранее замглавы Минтранса РФ Александр Мишарин сообщал, что "Северо-Западная концессионная компания" обещает построить участок дороги Москва - Петербург за два года. Средняя стоимость проезда по платной автодороге составит три рубля за километр. По предложению компании объем госфинансирования предполагается на уровне 23 миллиардов рублей. Общая стоимость проекта - 180 миллиардов рублей, в том числе 37,5 миллиарда рублей - из инвестиционного фонда.
Что касается дороги Москва - Одинцово, то новый платный выход на МКАД с автотрассы М1 "Беларусь" (Москва-Минск) в обход подмосковного Одинцово будет строить консорциум ОАО "Главная дорога", сформированный УК "Лидер". Стоимость этого строительства оценивается в 25 миллиардов рублей, из них 11 миллиардов рублей должно быть выделено из инвестиционного фонда.
Одним из вариантов финансирования при закрытии сделки по этому концессионному соглашению может быть выпуск инфраструктурных облигаций, которые могут быть выкуплены пенсионными фондами, которыми управляет УК "Лидер".
ОАО "Главная дорога" и Росавтодор должны были до апреля 2009 года заключить концессионное соглашение на строительство участка в обход Одинцово.