Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
В прошлый четверг 16 апреля Туркмения и немецкий энергетический концерн RWE подписали меморандум о долгосрочном сотрудничестве, предусматривающий транспортировку туркменского газа в Европу при помощи RWE.
На следующий день президенты России и Азербайджана Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев, в свою очередь, заявили, что собираются тесно сотрудничать по газовым вопросам. Все стороны, заинтересованные в диверсификации поставок каспийского газа в Европу, имеют прекрасную возможность продолжить дискуссию по данной проблеме на наступившей неделе: на международной энергоконференции в Туркмении и энергетическом саммите в Болгарии.
У «Газпрома» в Туркмении появился конкурент
Туркмения и немецкий RWE, являющийся участником проекта "Набукко" (Nabucco), будут сотрудничать в сфере транспортировки туркменского природного газа в Европу. Об этом было объявлено в Ашхабаде в присутствии президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова.
Трубопровод «Набукко» предусматривает транспортировку в Европу сырья с газовых месторождений Каспия, значительная часть из которых принадлежит Туркмении, в обход России. Таким образом, 16 апреля Туркмения сделала первый конкретный шаг в данном направлении. До сих пор практически весь экспортируемый этой среднеазиатской страной газ закупался «Газпромом». (Значительно меньшие по объему поставки туркменского газа направляются в Иран.)
Для реализации идей, отраженных в меморандуме туркменских властей и немецкого концерна, существует несколько возможностей. Одна из них - транспортировка природного газа через Каспийское море, и RWE сейчас как раз работает над этой возможностью, заявил в Ашхабаде глава немецкого концерна Юрген Гроссманн.
Речь идет о Транскаспийском газопроводе, который, как предполагается, протянется по морскому дну – от туркменских месторождений до Азербайджана. Далее туркменский газ предполагается пустить в уже построенный газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум (Турция). От Эрзурума через всю Турцию и далее через Балканы до Австрии должен быть построен пресловутый «Набукко».
Он рассчитан на ежегодную прокачку 20-30 млрд кубометров газа и, по сути, является альтернативой российскому проекту «Южный поток». Главная проблема осуществления "Набукко" – гарантии заполнения этой трубы газом. Без поставок с туркменских месторождений реализация этого проекта теряет всякий смысл.
Для подкрепления серьезности своих намерений правительство Туркмении предложило RWE вдобавок разрабатывать блок 23 на шельфе Каспийского моря. По данным туркменской стороны работы на блоке могут начаться еще до конца этого года. По стандартам нефтегазовой отрасли - это сверхкороткие сроки.
Согласно меморандуму, Туркмения и RWE будут также сотрудничать в геологоразведке, развитии газотранспортной системы и сфере подготовки экспертов.
Более того, туркменская сторона дала понять, что вскоре с парой других западных компаний могут быть заключены соглашения, аналогичные договоренностям с RWE. Таким образом, новый президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов, пришедший к власти в 2007 году, выполняет свое обещание привлечь иностранные инвестиции газовую отрасль страны и диверсифицировать экспорт голубого топлива.
В рамках этой политики Туркмения уже строит газопровод в Китай мощностью 40 млрд кубометров газа в год, который, согласно планам, должен быть закончен уже в этом году. Туркменское руководство намерено сотрудничать в топливно-энергетическом секторе и с США.
Тем не менее, в настоящее время Туркмения может экспортировать газ только при помощи «Газпрома». В стране добывается около 75 млрд кубометров газа ежегодно, и до 50 млрд кубометров из этих объемов продается "Газпрому". Причем, с 2009 года - по европейской формуле цены. Без доходов же от экспорта газа доходы госбюджета Туркмении будут подорваны.
Азербайджан укрепляет газовое сотрудничество с Россией
Для того чтобы туркменское голубое топливо смогло пойти в газопровод «Набукко», Транскаспийский газопровод от туркменских месторождений должен выйти на территорию Азербайджана.
Однако Россия и Азербайджан на прошлой неделе продемонстрировали желание укреплять сотрудничество, особенно в нефтегазовой сфере. 17 апреля президент России Дмитрий Медведев провел в своей подмосковной резиденции Барвиха переговоры с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым, в ходе которых они не скупились на дружественные жесты.
Подчеркнув, что сотрудничество с Азербайджаном развивается весьма активно, Медведев дал понять, что можно и дальше укреплять его, особенно в газовой сфере. Алиев, в свою очередь, сообщил, что Азербайджан планирует увеличить объем прокачки своей нефти по трубопроводу Баку—Новороссийск.
В марте "Газпром" и Азербайджан договорились приступить к переговорам по согласованию условий поставок азербайджанского газа в Россию с января 2010 года (сейчас Азербайджан экспортирует свое голубое топливо в Турцию и Грузию). Не исключено, что уже в мае "Газпром" и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) могут достичь конкретных договоренностей о продаже "Газпрому" газа с месторождения Шах-Дениз-2 .
В ближайшее время "Газпром" и ГНКАР проведут техническую инспекцию участка газотранспортной системы Азербайджана, идущего от Баку по побережью Каспийского моря до российской границы.
Как подчеркнул российский президент на переговорах с Алиевым, имеются очень высокие шансы выйти на полноценное соглашение исходя из интересов обеих государств и коммерческих компаний, что может открыть новую страницу в энергетическом сотрудничестве России и Азербайджана. Как отметил Медведев, газовое соглашение между Россией и Азербайджаном поможет диверсификации поставок энергоресурсов и решению проблем энергобезопасности.
Впрочем, надо иметь в виду, что Азербайджан никогда не отказывался от участия в Транскаспийском газопроводе и «Набукко». В частности, по мнению руководство ГНКАР, предварительные договоренности с «Газпромом» не означают потерю Азербайджаном интереса к этим проектам.
Всеобщие надежды на диверсификацию
Среднеазиатско-европейские дипломатические маневры по вопросам транспортировки газа будут активно продолжаться и на этой неделе.
На 23-24 апреля в Ашхабаде запланирована крупная международная конференция по вопросам надежности транзита энергоносителей. США планируют направить туда правительственную делегацию вместе с представителями американских нефтегазовых компаний.
Но и Россия не намерена уступать свои традиционные рынки. Премьер-министр Владимир Путин уже дал поручение вице-премьеру Игорю Сечину и главе "Газпрома" Алексею Миллеру, которые будут представлять Россию на конференции в Ашхабаде, отстаивать на ней российские интересы, поддерживая тесные контакты со стратегическими партнерами в Средней Азии.
Сам Владимир Путин 24-25 апреля будет отстаивать интересы России на международном газовом саммите в Софии.
Очевидно, что на этих двух мероприятиях будет сказано много слов об энергобезопасности, которую может обеспечить диверсификация поставок углеводородов. Правда, поставщики энергоресурсов и их потребители подразумевают под диверсификацией поставок не одно и то же. Страны-экспортеры углеводородов хотят иметь альтернативные маршруты транспортировки своего сырья в разные точки Европы. Каждая же из стран-покупателей энергоресурсов желает иметь сразу несколько альтернативных поставщиков углеводородов.
Согласно экономическим и геополитическим закономерностям, разговоры о новых маршрутах поставок углеводородов нарастают в периоды падения цен на них.
Достаточно вспомнить лишь несколько проектов, реализованных в недавнем прошлом на территории СНГ:
- нефтепровод КТК, соединивший северо-каспийские месторождения Казахстана с черноморским побережьем России;
- нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, благодаря которому Азербайджан получил возможность транспортировать свою нефть на мировые рынки не только через Россию, но и со средиземноморского побережья Турции;
- газопровод «Голубой поток», соединивший Россию и Турцию по наикратчайшему пути – дну Черного моря.
Все эти проекты возникли на бумаге еще в 1990-е годы, когда цены на углеводороды были весьма низки. Однако построены они были только в первой половине-середине 2000-х годов, когда цены на углеводороды стали расти год за годом. Стоит также отметить, что их запуск не смог предотвратить лавинообразного скачка цен на мировом нефтяном рынке в 2007-2008 годах, ставшего одной из причин глобального экономического кризиса.
Рискнем предположить, что и реализация на практике новых альтернативных проектов поставок газа в Европу, из-за которых сейчас проходит так много дискуссий и дипломатических маневров, начнется только после окончания мирового экономического кризиса, когда возобновится устойчивый рост спроса и цен на углеводороды
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции