Юрий Зайцев действительный академический советникАкадемии инженерных наук РФ, для РИА Новости.
Природные катастрофы - вызывают массовые страдания и гибель людей, приносят огромные материальные потери. По числу погибших первое место уверенно занимают гидрометеорологические катаклизмы – наводнения, цунами, ураганы. На втором – геологические: землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и др. На третьем месте – техногенные катастрофы.
Анализ имеющихся данных позволяет говорить не только о тенденциях роста числа таких катаклизмов, но и об основанных глобальных причинах, лежащих в основе этого роста. Все бедствия, в конечном счете - это следствие тех или иных человеческих действий или отсутствие таковых. Даже чисто природные явления, такие как тайфуны, смерчи, засухи и лесные пожары приводят к большим или меньшим негативным последствиям в зависимости от того, как общество готовится к ним.
Борьба с катастрофами должна основываться на принципах прогноза и предупреждения. Это позволяет, если не предотвратить, то, по крайней мере, уменьшить последствия бедствий. Не менее важна организация постоянного мониторинга за районами прогнозируемых катастроф, а также оперативное информирование государственных и региональных органов власти о неблагоприятном или катастрофическом развитии событий.
На Российском сегменте Международной космической станции (РС МКС) в настоящее время выполняется эксперимент «Ураган», конечная цель которого – выработка требований к наземно-космической системе предупреждения катастроф, которая должна будет реализоваться в дальнейшем на базе беспилотных космических аппаратов.
Следует пояснить, что «эксперимент» - это не разовое мероприятие. Он состоит из десятков, а бывает и сотен исследований, и длятся они порой годами. К таковым и относится «Ураган», направленный на изучение возможностей предсказания катастрофических явлений по наблюдениям из космоса их предвестников.
Предложения для программы создания наземно-космической системы предупреждения о катастрофах были подготовлены рядом институтов Академии наук и промышленных организаций страны вскоре после трагического землетрясения в Армении в 1988 г. Тогда предполагалось, что своеобразным полигоном для отработки средств и методов прогноза, которые потом будут задействованы на специализированных аппаратах, станет орбитальная станция «Мир». Однако с распадом СССР и, как следствие, проблемами финансирования развернуть исследования по полной программе не удалось. Тем не менее, какие-то наработки были сделаны и использованы для организации исследований с борта МКС.
Работы по эксперименту «Ураган» стали выполняться уже в ходе первой основной экспедиции. В первую очередь наблюдались районы потенциально опасных явлений, которые могли привести к природным катастрофам с тяжелыми последствиями – вулканическим извержениям, сходу ледников… Была получена важная информация о возможных ближайших экологических бедствиях, которая способствовала привлечению внимания властей к потенциально опасным объектам на территории страны.
Выполненные с борта РС МКС цифровые снимки земной поверхности первоначально передавались на землю с использованием американского канала связи, включенного в контур управления станцией. Информация поступала достаточно оперативно, но лишь до событий 11 сентября. Напуганные терактом американцы создали специальный отдел, остается только гадать из каких специалистов, которые выполняли предварительный анализ снимков с целью выяснения, не несут ли они какую-то угрозу безопасности США. До российских ученых снимки стали доходить лишь спустя 2-3 недели после съемки. Естественно ценность их использования значительно снижалась.
Возможности трансляции видеоинформации по телевизионным каналам были ограничены отсутствием в контуре управления РС МКС спутника-ретранслятора. Поэтому она могла передаваться только при пролете станции над российскими наземными приемными пунктами.
В конечном итоге и фото-, и видеоинформация по «Урагану» стала доставляться на Землю на кораблях «Союз» по завершению работы экспедиций.
С марта 2003 г. с борта станции начинает проводиться более сложная, так называемая, конвергентная съемка. Выполняя ее с интервалом 3-5 сек. космонавты отслеживали одну и ту же точку прицеливания за несколько сотен километров до подлета к объекту, в надире (т.е. строго над ними) и удаляясь от него.
Периодически проводились съемки районов месторождений углеводородного сырья в Прикаспии. В том числе ландшафтов северо-восточного побережья с интенсивно эксплуатируемыми нефтяными промыслами. Анализ снимков показал, что многие дамбы не в состоянии защитить Каспий от смыва в него нефтепродуктов и он активно загрязняется.
Выполнялись также съемки Аральского моря. Резкое сокращение его размеров привело к выносу минеральных солей с новообразованной суши. Переносимая ветром, эта соль сегодня покрывает огромные площади Средней Азии и Казахстана. Солевые шлейфы в северном направлении простираются до Урала и в Поволжье, а в южном – до Ташкента, Бухары и Самарканда.
«Ураган», по сути, опроверг официальную версию о причинах катастрофы в Геналдонской долине Северной Осетии. Были выявлены действительные признаки подвижки ледника Колка. Они представляют большую ценность для оценки службами мониторинга прогноза опасности нового его схода.
Также обнаружена подвижка одного из самых крупных памирских ледников – он стал представлять реальную угрозу жителям густонаселенных долин рек Ванч и Пяндж.
Сегодня в Центре управления полетом с сожалением отмечают, что при сокращенном до двух человек экипаже станции космонавтам просто не хватает времени на выполнение научных исследований. Причем это касается не только «Урагана», но и всей научной программы МКС, в особенности российской ее части. Основное внимание космонавты должны уделять поддержанию нормального функционирования орбитального комплекса. Оставшееся время в равных долях принадлежит российской и американской сторонам.
Большую часть своего ресурса российская сторона еще на этапе развертывания станции, продала НАСА (эти деньги пошли на изготовление служебного модуля). Поэтому оставшегося времени российским космонавтам хватает, в основном, только на выполнение коммерческих научных программ. Работы же по «Урагану» проводятся, главным образом, в личное время российского экипажа, т.е. за счет времени, отведенного на отдых, и в выходные дни.
Остается надеяться, что к концу года, когда в составе экипажа будут работать шесть человек, ситуация изменится в лучшую сторону. Если, конечно, Роскосмос не начнет опять зарабатывать деньги на космических туристах, отдавая им на корабле место полноценного космонавта.
В планах предполагается оснастить РС МКС аппаратурой, ведущей зондирование земной поверхности помимо оптического также в среднем и дальнем инфракрасных диапазонах спектра. По аналогии со станцией «Мир» она может быть установлена на поворотной платформе и будет управляться по командам с Земли.
В последующих экспедициях на российском сегменте планируется развернуть автоматизированный комплекс наблюдений за катастрофическими явлениями с использованием электронно-оптической аппаратуры, по своим характеристикам соответствующей мировым стандартам и обладающей возможностью круглосуточного мониторинга. Первичная классификация и дешифрирование признаков катастрофических явлений будут выполняться космонавтами на борту станции с помощью специального программного обеспечения.
Сегодня по завершению первых нескольких этапов экспериментов стали очевидны и достоинства программы «Ураган» и основные пути наращивания практических результатов исследований. Однако возможности интеграции получаемых данных и спектр их применения в современных геоинформационных системах, в том числе службой МЧС для мониторинга аварий и катастроф пока ограничены. Их еще только предстоит изучать и осваивать.
Задача более чем актуальная, поскольку в настоящее время Россия вошла в ту фазу системного кризиса, в которой негативные тенденции последних 20 лет в экономической, социальной, техногенной сферах начинают приводить к новым, зачастую еще более разрушительным типам катастроф.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции