Виктор ЛИТОВКИН, «НВО», специально для РИА Новости.
Министерство обороны России закупило у израильской фирмы Israel Aerospace Industries (IAI) три беспилотных комплекса, что относятся к БПЛА ближней и средней дальности. Среди них - легкий переносной Bird-Eye 400 («Птичий глаз»), который имеет массу 5 кг и летает на радиус 10 км. Тактический I-View MK150 («Наблюдатель»), что весит 160 кг и действует на дальности в 100 км. И среднетяжелый Searcher MK-426 («Искатель»), массой 426 кг и радиусом полета в 250 км.
Эту информацию, прозвучавшую в отечественных СМИ, подтвердил на встрече с журналистами заместитель министра обороны - начальник вооружений Вооруженных сил России Владимир Поповкин. И хотя он не назвал сумму сделки (в печати прозвучала цифра в 50 млн. долларов – В.Л.) и отказался сообщить название компании, которая продала нам эти беспилотники, специалистам очевидно, что это не вторая израильская фирма, которая занимается производством БПЛА, - Elbit Systems. Ее аппараты Hermes 450 принимали участие на грузинской стороне в агрессии против населения Южной Осетии и российских миротворцев. Вряд ли Москва захочет что-либо покупать у данной компании.
И еще одно любопытное признание Владимира Поповкина. Он сказал, что те израильские беспилотники, которые закупили российские военные, и системы управления ими, не будут принимать участие в боевых действиях. Они нужны нашей армии, в первую очередь, для того, чтобы «вписать их в контур современного боя», определиться с возможностью использования подобной аппаратуры в боевых порядках сухопутных войск, а также для изучения тактики и методов их применения. И если они окажутся приемлемыми для нашей армии, то отечественные конструкторы разберут их, что называется, по косточкам, сфотографируют, а затем постараются воспроизвести на предприятиях родного ОПК.
«Пойдем по китайскому пути, - пошутил начальник вооружений. – Скопируем и начнем производить. В этом нет ничего особенного. Наша авиация, ракетостроение начинались с копирования, а теперь мало кто может сравниться с нами в этих областях». «На разработку своих беспилотников, - сказал Владимир Поповкин, - Минобороны уже выделяло 1 млрд. рублей, но нормального аппарата так и нет».
Разговор о беспилотниках с Владимиром Поповкиным зашел не случайно. Один из уроков прошлогодней августовской операции по принуждению к миру грузинского агрессора заключался в том, что российская армия, одержавшая убедительную победу в пятидневной войне, значительно уступала агрессору в системах обеспечения боя. В тех же беспилотных летательных аппаратах, которые вели разведку наших боевых позиций и наводили на них артиллерию противника. В приборах ночного видения, которые позволяли грузинским танкам вести прицельный огонь по российским Т-72 и по жилым домам в темное время суток. Их у наших танкистов тоже не было. По системам связи, в том числе и космической. О подобном нашим связистам, особенно низового звена, во взводе – роте, приходится только мечтать. По системам навигации и топопривязки – приемники GPS стояли у них на каждой боевой машине. По системам радиоэлектронной борьбы и многим другим обеспечивающим комплексам.
Владимир Поповкин сказал, что анализ тех августовских боев заставил Минобороны пересмотреть многие положения Государственного оборонного заказа 2009 года. Он был скорректирован с целью поставок в войска не только ударных и огневых систем, но, главное, систем обеспечения. Так за последние месяцы было закуплено несколько сотен связных комплексов, создана единая платформа управления войсками. Не для высшего звена – Минобороны-округ-армия, которая уже работает. Но теперь она доведена до батальонов и дивизионов.
Созданы и поступают в войска и системы связи для солдат и сержантов. В боевой комплект разведчика и мотострелка теперь должны входить навигационная аппаратура и цифровая фотокамера, с помощью которой через свою радиостанцию воин может передать фотоснимок цели на компьютер командного пункта, сообщить о месте своего нахождения. Идет работа над облегчением индивидуального бронежилета, но не за счет его непробиваемости. Разрабатывается роботизированная техника, чтобы исключить присутствие солдата или офицера в опасной для жизни ситуации.
Но Гособоронзаказ 2009 года только слегка подкорректирован в связи с уроками пятидневной войны в Южной Осетии. Основные его показатели остались прежними. Упор в нем сделан на ракетно-ядерное оружие, которое еще долгие годы будет оставаться гарантией сдерживания вероятного агрессора. На него тратится каждый четвертый бюджетный рубль, отведенный на разработку и закупку вооружений. В этом году будет поставлен на боевое дежурство еще один полк стратегического ракетного комплекса «Тополь-М». В декабре 2009 года должен заступить на опытно-боевое дежурство дивизион нового стратегического ракетного комплекса РС-24 «Ярс» (три пусковые установки, на каждой из которых размещена ракета с разделяющимися головными частями индивидуального наведения – В.Л.). Выйдет в море атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 класса «Борей» «Юрий Долгорукий» с полным набором морских стратегических ракет «Булава».
Причины неудачных пусков этого комплекса уже установлены, сказал заместитель министра. Есть уверенность, что остальные три испытательных пуска нынешнего года будут успешными. А еще Владимир Поповкин сказал, что на «Севмашпредприятии» заложат четвертый корпус атомного подводного крейсера проекта 955, хотя и отказался сообщить его название.
Но это далеко не все, чем должен порадовать военных Гособоронзаказ-2009. По словам заместителя министра, в этом году с промышленностью заключено 3,5 тысячи контрактов на поставку в войска современного оружия и боевой техники. На эти цели уже выделено 300 млрд. рублей, 70 процентов от стоимости всего ГОЗ. Из них 130 млрд. рублей уже переведено на предприятия. И на сегодняшний день Минобороны уже закупило 21 боевой самолет, батальон танков Т-90, более 20 артиллерийских самоходных орудий, тысячу грузовиков КамАЗ и многое другое.
Упреки военным в том, что выделенные на Гособоронзаказ средства не доходят до предприятий, Владимир Поповкин отверг. «Все, что было положено, - заявил он, - мы напрямую довели до каждой фирмы, которая занимается выпуском финальной продукции. И деньги туда поступили. Не через цепочку посредников, а непосредственно на заводы. Об этом мне доложили военные представители, которые работают на этих предприятиях. Другое дело, что загрузка военными заказами кое-где составляет 20 процентов от общей производственной мощности, и мы не можем заниматься благотворительностью, оплачивать все промышленные издержки. Армия платит только за свою продукцию. И если заводу не хватает денег на решение всех своих задач, то здесь проблема некачественного менеджмента, который не сумел загрузить остальные 80 процентов мощностей востребованной на рынке продукцией».
В любом случае, заверил коллег заместитель министра обороны, у нас есть все основания утверждать, что Государственный оборонный заказ 2009 года будет выполнен полностью и в срок.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции