Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Китай создал баллистическую ракету, способную атаковать подвижные цели – такую информацию распространил на прошлой неделе ряд СМИ. Согласно данным, источником которых стал военно-морской институт США, новая версия баллистической ракеты DF-21 предназначена для уничтожения боевых кораблей, прежде всего, авианосцев.
Если эта информация соответствует истине, то на вооружении КНР вскоре появится система, позволяющая нейтрализовать превосходство США в палубной авиации – оружие, о котором мечтали многие поколения военных разных стран. Вместе с тем, нужно отметить, что информация о появлении «противоавианосной» модификации DF-21 пока не подтверждена, и, несмотря на заявления ряда СМИ, Китай не является первой страной, разработавшей подобную систему.
Проблема противостояния авианосной мощи флотов Запада после Второй Мировой войны остро встала перед Советским Союзом, значительно уступавшим соперникам по Холодной войне в морской мощи. Основная ставка в борьбе с авианосными соединениями была сделана на развитие морской ракетоносной авиации и подводных лодок – носителей противокорабельных ракет, но эти средства в условиях значительного превосходства противника не гарантировали успеха, обладая ограниченной дальностью применения. Тяжелый бомбардировщик с 2-3 противокорабельными ракетами имел радиус действия не более 2-2,5 тысяч километров. Подводная лодка могла достичь любого уголка мирового океана, но не могла преследовать авианосную группировку на переходе без серьезнейшего риска обнаружения (в условиях войны – уничтожения).
Следовало учитывать также и то, что пуск ракет не означал гарантированного уничтожения авианосца – ПВО корабельных соединений постоянно улучшалось, и для его прорыва требовались все более совершенные ракеты и во все возрастающем количестве.
Необходимо было оружие, способное в любой нужный момент уничтожить авианосное соединение буквально «с одного пуска». Таким оружием могла стать только баллистическая ракета с ядерной боевой частью. Цель, практически неуязвимая и сейчас. Тем более, недоступная для корабельных средств ПВО, существовавших несколько десятков лет назад.
В СССР разрабатывались противокорабельные варианты нескольких баллистических ракет. Наиболее близким к принятию на вооружение был вариант Р-27К ракеты Р-27 (известной также под индексами 4К10, РСМ-25 и индексом НАТО SS-N-6), разработанный КБ Макеева. Эта версия самой распространенной отечественной баллистической ракеты морского базирования должна была превратить атомные подводные ракетоносцы 2-го поколения проекта 667 в грозного врага авианосцев, поскольку корабельных систем, способных перехватить головную часть баллистической ракеты в то время не существовало в принципе.
Однако Р-27К не поступила на вооружение. Существуют различные версии причин. Одна из главных – технологии того времени не позволяли создать надежную управляемую боеголовку баллистической ракеты, способную обнаружить и поразить движущуюся цель. Речь при этом шла не о точности – технологии того времени уже обеспечивали круговое вероятное отклонение для баллистических ракет менее километра (чего было достаточно для поражения цели ядерным боеприпасом). Но не было возможности попасть по движущейся цели. В результате основными средствами борьбы с кораблями противника в ВМФ СССР остались атомные подлодки с крылатыми ракетами на борту и самолеты-ракетоносцы.
Вместе с тем, надежды создать противокорабельную версию баллистической ракеты не исчезали. Насколько эти работы продвинулись, сказать трудно, но периодически встречается информация о том, что в СССР велись работы над соответствующими вариантами баллистических ракет УР-100 и РТ-2ПМ («Тополь»).
Насколько противокорабельная версия китайской ракеты DF-21 (если она и правда существует) продвинулась в возможностях поражения движущихся целей – не ясно. Неизвестно, сумели ли китайские конструкторы создать надежную малогабаритную головку самонаведения (ГСН) для боевого блока баллистической ракеты, и систему управления, отвечающую за коррекцию курса боевого блока по командам ГСН.
Теоретически, наведение может быть обеспечено с помощью спутниковой навигационной системы, которая позволит ГСН боевого блока постоянно контролировать свое положение в пространстве, сверяя его с координатами цели, передаваемыми с другого внешнего источника (наземный, морской или воздушный радар, например). Однако Китай не располагает собственной спутниковой навигационной системой, а надеяться на американскую GPS в случае конфликта с США (а никакая другая страна не располагает авианосным флотом, требующим столь мощных систем для уничтожения) невозможно.
В общем, пока информация о новом оружии Китая вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Вместе с тем, если это все-таки правда – то данная информация может означать серьезные перемены в мировом геополитическом балансе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции