МОСКВА, 6 апр - РИА Новости. Рассмотрением антикризисных изменений в бюджет 2009 года займутся российские депутаты на внеочередном заседании Госдумы 6 апреля сразу после отчета правительства о результатах его работы в 2008 году и о мерах, которые кабинет Владимира Путина предлагает для преодоления кризиса в 2009 году.
Спецпленарка
Такие специальные планарные заседания случаются в Госдуме редко, но всегда они вызваны какими-то важными или экстренными событиями. Так, в августе 2008 года Госдума собралась на специальное заседание в связи с войной в Южной Осетии.
Чуть позже - через два месяца, в октябре Госдума вновь собирается на внеочередное заседание, но уже по другому поводу - усилилось влияние мирового финансового кризиса на Россию и парламентарии в экстренном порядке вынуждены придавать форму закона правительственным антикризисным предложениям.
На этот раз депутаты вновь будут обсуждать влияние кризиса одновременно с трех направлений: это и обсуждение уже пройденного пути, это план антикризисных мер, и третья практическая сторона - воплощение запланированных шагов через главный финансовый документ страны, федеральный бюджет.
В прошлый раз Владимир Путин приходил в Госдуму в мае 2008 года, когда его утверждали на посту премьера. Тогда в здание на Охотном Ряду пришел весь депутатский корпус в полном составе, так что "кулуары", площадка перед входом в зал пленарных заседаний, где журналисты обычно "вылавливают" народных избранников, были настолько наполнены толпившимися депутатами, что походили на московское метро в час пик.
Зачастую количество депутатов на общих заседаниях не превышает нескольких десятков, и многие парламентарии доверяют свою карточку для голосования своим коллегам.
Дефицитный бюджет
Бюджет впервые за последние годы станет дефицитным. Доходы бюджета предлагается утвердить в размере 6,713 триллиона рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов - 2,057 триллиона рублей. Расходы предлагается утвердить в размере 9,692 триллиона рублей.
Дефицит федерального бюджета планируется в размере 7,4% ВВП (2 978,4 миллиарда рублей или 30,7 % от общего объема расходов федерального бюджета). Почти трех триллионный дефицит в основном будет покрываться за счет средств Резервного фонда, а не за счет увеличения госдолга РФ.
Верхний предел государственного внутреннего долга предлагается утвердить на 1 января 2010 года в размере 2,338 триллиона рублей. Верхний предел государственного внешнего долга на 1 января 2010 - 29,8 миллиарда рублей.
Прогнозируемый объем ВВП - 40,42 триллиона рублей, ожидаемая инфляция не должна превысить 13% (декабрь 2009 года к уровню 2008 года). Планируемая цена на нефть - 41 доллар за баррель.
Представлять документ депутатам будет вице-премьер - глава Минфина Алексей Кудрин.
Бюджет как антикризисная мера
В правительственной пояснительной записке констатируется, что поправки в бюджет-2009 являются основой программы антикризисных мер правительства РФ на 2009 год, которой предусматривается комплекс мер, направленных на усиление социальной защиты населения, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста, модернизацию российской экономики и общества, снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы, обеспечение необходимого уровня макроэкономической стабильности.
Общий объем финансовых ресурсов, предусматриваемых в 2009 году на реализацию программы антикризисных мер, оценивается в 3 триллиона рублей (7,5 % ВВП) без учета средств, полученных финансовыми институтами на кредитование экономики в 2008 году.
Как ранее сообщал министр финансов РФ Алексей Кудрин, доходы скорректированного бюджета-2009 снизятся на 27,6% по сравнению с 2008 годом и на 40% по сравнению с первоначальным вариантом бюджета.
При этом увеличение расходов бюджета в реальном выражении составит 667 миллиардов рублей или 13,4% - до 9,692 триллиона рублей.
Увеличивается социальная поддержка - на пособия по безработице и организацию занятости будет направлено около 80 миллиардов рублей. Господдержка банковской системы оценивается в 300 миллиардов рублей, не считая мер Банка России по поддержанию ликвидности.
Дополнительная финансовая поддержка регионов составит 300 миллиардов рублей, трансферты государственным внебюджетным фондам - около 400 миллиардов рублей, а на различные мероприятия по поддержке отдельных отраслей экономики и социальной поддержке населения зарезервировано еще 600 миллиардов рублей.
Сокращаются также расходы на госаппарат на 38,7 миллиарда рублей, или на 22% от всех расходов на госуправление. В частности, расходы на центральные аппараты министерств и ведомств урезаны на 12,9%. Сокращения коснулись в том числе средств на автомобили, связь и командировки.
Расходы на территориальные органы власти, в которых работают несколько сотен тысяч сотрудников, сокращены на 11,6 миллиарда рублей. На федеральные законодательные органы власти в 2009 году будет потрачено на 937 миллионов рублей меньше, чем планировалось ранее.
Планируется урезать и премии чиновникам - официальные фонды премирования в 2009 году сократятся в целом на 21,3 миллиарда рублей, или на 27%. В целом снижение расходов на фонды оплаты труда служащих министерств и ведомств составит порядка 22%.
Цена на нефть пока в рамках
Средняя цена на нефть в январе-марте текущего года составила 43 доллара за баррель, такие данные привел в субботу заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач.
"Сейчас у нас пока за январь-начало апреля средняя цена составляет 43 доллара, то есть отклонение, в общем-то, небольшое", - сказал Клепач.
Он отметил, что корректировка бюджета-2009 рассчитывалась исходя из цены за баррель в 41 доллар.
"Учитывая риски, необходимость того, чтобы бюджетные параметры были надежными, мы остановились на цене 41 доллар за баррель и считаем, что это оценка консервативная, но достаточно надежная", - сказал замминистра.
Он добавил, что "скорее всего, несмотря даже на спад в мировой экономике, цена может быть несколько выше".
Есть риски
В тоже время министерство финансов РФ не исключает недопоступления налогов в бюджет в течение 2009 года.
"Одним из элементов антикризисного управление является оценка рисков, которые могут возникнуть в ходе исполнения федерального бюджета", - сказала ранее заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.
"Риски вообще в этой ситуации, в ситуации с такой волатильностью изменений на мировых и внутренних рынках, связанных с исполнением бюджета, очень велики", - сказала Нестеренко.
Она отметила, что существуют риски более высокой инфляции, риски недосбора доходов, риск непривлечения в этом году на внутреннем рынке запланированных 529 миллиардов рублей.
Счетная палата РФ пока констатирует снижение налоговых поступлений за первые месяцы 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008 года.
"Пока ситуация со сбором налогов складывается достаточно напряженно. За первые два месяца (2009 года) и тенденция марта такая же, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (налоговые поступления) снизились более чем на 100 миллиардов рублей, или почти на 8%", - сказал ранее руководитель Счетной палаты Сергей Степашин.
По словам главы контрольного ведомства, сокращение собираемости налогов идет "по всем позициям".
Степашин сказал, что тенденция очень сложная, и "главное не наделать ошибок, чтобы мы окончательно не уничтожили ростки мелкого и среднего бизнеса, да и крупных экономических предприятий".
Внебюджетные фонды
Также Госдума рассмотрит в первом чтении поправки в бюджеты трех внебюджетных фондов - Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), бюджета Пенсионного фонда (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС).
Поправки вносят изменения в основные параметры бюджетов фондов и отменяют бюджетные планы на 2010 и 2011 годы.
Доходы бюджета ФФОМС на 2009 год предлагается сократить на 243 миллиона рублей и утвердить в размере 119,07 миллиарда рублей.
Точно на такую же сумму сокращаются и расходы фонда и утверждаются в размере равном доходам.
Для компенсации сокращения налоговых доходов ФФОМС в 2009 году предлагается из федерального бюджета выделить 17,1 миллиарда рублей в бюджет фонда, что позволит обеспечить исполнение обязательств фонда по предоставлению дотаций территориальным отделениям.
Доходы бюджета Пенсионного фонда предлагается сократить на 65,4 миллиарда рублей и утвердить в размере 3,282 триллиона рублей. Расходы предлагается сократить на 130 миллиардов рублей и утвердить в размере 3,041 триллиона рублей.
Как отмечается в пояснительных документах законопроекта, объем ассигнований федерального бюджета, передаваемых в бюджет ПФР в 2009 году на выплату базовой части трудовой пенсии предлагается увеличить на 12,45 миллиарда рублей.
На 172,4 миллиона рублей увеличиваются объемы ассигнований на выплату назначенных досрочно пенсий, пособий безработным гражданам и пособий на погребение.
Объем средств федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР увеличивается на 315,6 миллиарда рублей. Ассигнования федерального бюджета на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан увеличиваются на 11,52 миллиарда рублей с учетом индексации размеров ежемесячных выплат с 1 апреля 2009 года на 13% против 8,5%, предусмотренных в бюджете ПФР ранее.
Также в бюджете фонда предлагается предусмотреть 26,3 миллиарда рублей в связи с предоставлением с 1 января 2009 года права на использование материнского капитала на погашение долга за жилье, на погашение ипотечных кредитов и на уплату процентов по ним.
Доходы бюджета ФСС предлагается сократить в 2009 году на 30,1 миллиарда рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию - на 43,8 миллиарда рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев - на 9,9 миллиарда рублей.
Расходы ФСС предлагается снизить на 33,1 миллиарда рублей.
В результате изменения доходов и расходов текущий дефицит фонда по обязательному социальному страхованию увеличится на 9,78 миллиарда рублей, а по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний профицит предлагается снизить на 8,9 миллиарда рублей.
Таким образом, доходы ФСС предлагается утвердить в сумме 415 миллиардов рублей, а расходы в сумме 414 миллиардов рублей. Предельный объем профицита бюджета фонда предлагается утвердить в сумме 944 миллиона рублей.