МОСКВА, 28 фев - РИА Новости. Премьера спектакля "Киже" Кирилла Серебренникова, в котором он выступил в трех ипостасях - автора пьесы, режиссера и художника, состоится в субботу на малой сцене МХТ им.Чехова.
"Это было непросто, но очень интересно, - сказал в интервью РИА Новости Серебренников, - и стало возможным, благодаря дружеской и творческой атмосфере художественного театра, и талантливым людям - артистам, композитору, постановочной части и потрясающим МХТовским мастерам цехов, которые воплощали мои идеи в жизнь".
Спектакль поставлен по рассказу "Подпоручик Киже" Юрия Тынянова - писателя, критика, историка литературы, который написал этот рассказ в 1927 году.
Действие разворачивается во времена царствования Павла Первого. В донесении императору писарем была допущена ошибка, в результате которой один живой человек некто Синюхаев оказался мертвецом, а несуществующий Киже был осужден на каторгу в Сибирь, а потом был освобожден, получал повышение по службе, дослужился до чина генерала и был похоронен с почестями.
"Это прекрасная литература, которая позволяет думать. А думать, чувствовать, разбираться в сложных проблемах, задавать себе вопросы - приятные и неприятные - надо и вчера, и сегодня, и завтра - каждый день в своей жизни", - объяснил выбор произведения для постановки режиссер.
В пьесе Серебренников помимо рассказа Тынянова использовал тексты Николая Карамзина, Канта, первые переводы пьесы Шекспира "Гамлет" - запрещенной при Павле Первом, которого называли русским Гамлетом, дневники, исторические, архивные документы.
"Киже - это какая-то симфоническая история, это не драматический спектакль в чистом виде, - продолжил Серебренников. - Там всего две-три сцены решены в жанре драматического разговорного театра, а остальное - это движение, действие. Эти пластические образы очень непростые для артистов, которые старались этим овладеть. Многое рождалось в процессе репетиций, подчас с подачи артистов".
МУЗЫКА НАС СВЯЗАЛА
Особо Серебренников отметил роль музыки композитора Алексея Сюмака в этом спектакле.
"Я не впервые встречаюсь в работе с этим талантливым замечательным композитором. И рад каждой новой возможности сотрудничать с ним. Мне кажется, это очень важный композитор для последующих десятилетий, автор, который нас еще будет удивлять и удивлять", - уверен режиссер.
Он рассказал, что композитор склонен к большим формам и пишет сложную, но очень эмоциональную музыку.
"Мы рады, что он пришел в драматический театр и не побоялся отдать свои ноты не профессиональным певцам, а драматическим артистам, которые старательно ее учили", - подчеркнул Серебренников. На его взгляд, музыка Сюмака абсолютно современна, и в спектакле она создает еще один временной пласт.
ЛЕГКОЕ И НЕБОЛЬШОЕ
Новый спектакль возник в результате паузы в работе над "Трехгрошовой оперой" Брехта с участием Константина Хабенского.
Олег Табаков предложил Серебренникову поставить что-нибудь легкое и небольшое.
"У нас с Сюмаком давно был замысел поставить спектакль по этому рассказу Тынянова, - сказал Серебренников. - Но в процессе работы замысел так начал разрастаться, что превратился в большой сложно-постановочный спектакль, с которым мы пока и сами еще не можем окончательно справиться".
Но, как предполагает режиссер, становление спектакля будет происходить в процессе его сценической жизни вместе со зрителем и с его помощью.