Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Юристы Ющенко нашли основания для пересмотра газовых соглашений с РФ

Читать ria.ru в
"Секретариат президента Украины, в частности юридические подразделения под моим руководством подготовили сводный краткий юридический анализ газовых соглашений, подписанных 19 января 2009 года в Москве", - сообщил заместитель главы секретариата президента Украины Игорь Пукшин.

КИЕВ, 28 янв - РИА Новости. Юридическое подразделение секретариата президента Украины нашли основания для возможного пересмотра газовых соглашений с Россией, подписанных 19 января в Москве, сообщает пресс-служба украинского лидера Виктора Ющенко.

"Секретариат президента Украины, в частности юридические подразделения под моим руководством подготовили сводный краткий юридический анализ газовых соглашений, подписанных 19 января 2009 года в Москве", - сообщил заместитель главы секретариата президента - уполномоченный президента по вопросам контроля за деятельностью Службы безопасности Украины Игорь Пукшин.

В опубликованном документе отмечается, что если одна из сторон сочтет необходимым изменить или прекратить действие контрактов, она вправе обратиться к другой стороне с предложением об изменении или разрыве договоров. Такое право предусмотрено как в контракте на поставку, так и в контракте на транзит природного газа.

"Итак, НАК "Нафтогаз Украины" имеет право на протяжении всего времени действия контрактов обратиться к ОАО "Газпром" с предложением изменить или прекратить действие заключенных договоров. В случае недостижения согласия относительно изменения или прекращения действия договоров заинтересованная сторона вправе передать спорные вопросы на решение компетентного суда, как это предусмотрено соответствующими положениями обоих контрактов", - говорится в документе.

В частности, отмечается в нем, основаниями для предложения об изменении или прекращении действия контрактов может быть то обстоятельство, что эти контракты не соответствуют международным договоренностям Украины и РФ.

По мнению юристов, транзитный контракт и контракт поставки между "Газпромом" и "Нафтогазом" не являются в полной мере паритетными, так как контракт поставки заключен как контракт типа "бери-или-плати" в то время как транзитный контракт не является контрактом типа "качай-или-плати".

Также, отмечают специалисты секретариата Ющенко, транзитный контракт не предусматривает переход "Газпрома" на 100% предоплату стоимости услуг по транзиту природного газа в случае, если "Газпром" нарушит свои обязательства по оплате стоимости указанных услуг, как это прописано в контракте на поставку газа "Нафтогазу". Кроме того, статья 10.4 транзитного контракта устанавливает, что в случае отбора со стороны НАК "Нафтогаз Украины" газа, который подается для транзита в ГТС Украины, весь отобранный газ оформляется по контракту поставки.

"Указанное положение представляется противоречащим соглашению между кабинетом министров Украины и правительством РФ о гарантиях транзита российского природного газа по территории Украины от 22 декабря 2000 года. Статья 4 соглашения 2000 года и приложение №3 к соглашению 2000 года устанавливают другой механизм взаиморасчетов в случае отбора российского природного газа на территории Украины сверх объемов, предусмотренных в контракте между НАК "Нафтогаз Украины" и ОАО "Газпром". При этом согласно соглашению 2000 года в основе определения стоимости сверхконтрактно отобранного газа указана цена газа 80 долларов США за 1000 кубометров", - говорится в документе.

Также украинские юристы считают, что ряд условий контрактов являются невыгодными для украинской стороны. В частности, они считают дискриминационными санкции за непотребление газа, когда в случае неотбора покупателем контрактного месячного объема поставки свыше 6% он платит штраф в размере 300% стоимости неотобранного газа в период с апреля по сентябрь и 150% - в период с октября по апрель.

"Таким образом, для НАК "Нафтогаз Украины" установлены необоснованно высокие штрафные санкции, в то время как контракт на транзит газа не содержит равноценных санкций для ОАО "Газпром" в случае незагрузки транспортной системы Украины согласованными объемами транзитного газа", - говорится в документе.

В нем также отмечается, что пункт 5.3 контракта на поставку предусматривает право ОАО "Газпром" в одностороннем порядке прекратить поставку газа в случае нарушений условий оплаты со стороны НАК "Нафтогаз Украины". "Таким образом, наряду с дискриминационными штрафными санкциями в отношении покупателя продавец имеет право вообще не выполнять свои обязанности по контракту", - говорится в документе.

Кроме того, отмечают юристы Ющенко, контрактом на транзит (пункт 13.12) на "Нафтогаз" возложена обязанность обеспечивать транзит газа даже в случае возникновения спора между сторонами, в том числе судебного, до его решения. "Таким образом, НАК "Нафтогаз Украины" обязана транспортировать газ независимо от того, платит ли "Газпром" средства за транзит, вплоть до принятия судебного решения по спору", - констатируется в документе.

В нем говорится, что "приведенные и другие положения контрактов на транзит и поставку газа дают обоснованные основания для вывода о явной диспропорциональности в вопросах прав и обязанностей, а также в принципах ответственности договорных сторон, что дает право НАК "Нафтогаз Украины" обратиться к ОАО "Газпром" с предложением о внесении изменений в соответствующие пункты контрактов с целью приведения их в соответствие с межгосударственными соглашениями и установления равноценных паритетных отношений договорных сторон".

"Отказ ОАО "Газпром" внести изменения в контракты даст право НАК "Нафтогаз Украины" обратиться к компетентному арбитражу - Арбитражному институту Торговой палаты города Стокгольм - для решения спора о внесении соответствующих изменений в контракты или для признания дискриминационных положений контрактов недействительными", - говорится в документе.

В нем отмечается, что основаниями для признания контрактов или их отдельных положений недействительными могут быть предписания законодательства Швеции, которое подлежит применению к контрактам. В частности, согласно законодательству Швеции (Duress, Section 28, Contracts Аct), в случае если одна из сторон договора находилась в неблагоприятных обстоятельствах, а другая сторона воспользовалась такими неблагоприятными обстоятельствами с тем, чтобы навязать первой стороне невыгодные ей условия договора, такой договор может быть признан никчемным или недействительным в целом либо частично. Такие же последствия наступают в случае, если стороны при заключении договора находились в заведомо неравнозначном положении, и та сторона, которая имела преимущество над другой, воспользовалась своим преимуществом, чтобы заключить договор на выгодных для нее условиях.

"Приведенные дискриминационные положения контрактов, которые предоставляют ОАО "Газпром" очевидные преимущества, а НАК "Нафтогаз Украины" ставят в явно неблагоприятное и зависимое положение, дают основания к выводу, что заключению контрактов предшествовали переговоры, которые не соответствовали принципу добросовестности. Так, Украина, которая является энергозависимой от России в отношении поставок российского газа для нужд украинских потребителей, при отсутствии других альтернативных продавцов газа, обязана заключать контракты по покупке газа именно с ОАО "Газпром", который является монополистом на рынке газа", - говорится в документе.

В нем отмечается, что "поскольку действие предыдущих контрактов на покупку газа закончилось 31 декабря 2008 года, а ОАО "Газпром" намеренно не заключало новые контракты, НАК "Нафтогаз Украины", который обязан обеспечивать украинских потребителей природным газом, находился в неблагоприятных обстоятельствах, а российская сторона, используя это, навязала украинской стороне невыгодные условия договора".

"С учетом этого, ОАО "Газпром" находилось в заведомо неравнозначном положении и, имея в переговорах преимущества над НАК "Нафтогаз Украины", воспользовалось такими преимуществами для заключения договора на выгодных для него и невыгодных для НАК "Нафтогаз Украины" условиях", - говорится в документе.

Как сообщалось ранее, поставки российского газа в Европу прервались в ночь на 7 января после того, как из-за отсутствия контракта на 2009 год "Газпром" 1 января перекрыл поставки газа Украине, но продолжил поставлять "Нафтогазу Украины" транзитный газ для Европы. Этот газ до европейских потребителей не доходил. Россия обвиняла Украину в незаконном отборе газа. Поставки газа в Европу были возобновлены 20 января после договоренностей, достигнутых на уровне премьер-министров РФ и Украины, и подписания контрактов между "Газпромом" и "Нафтогазом".

Глава "Газпрома" и "Нафтогаза Украины" подписали 19 января в Москве контракты на поставку газа Украине и транзит российского газа через украинскую территорию на период с 2009 по 2019 годы. Документы были подписаны в присутствии премьеров двух стран.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала