Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Часть I можно прочитать здесь
Во-первых, следует отметить, что «Газпром» и итальянский концерн ENI уделяют большое внимание экологическим исследованиям, и используют новейшие технологии для обеспечения соответствия строжайшим стандартам экологии и безопасности. «Газпром» совместно с ENI уже выполнил чрезвычайно сложный проект по дну Черного моря – газопровод «Голубой поток», связавший Россию и Турцию, который надежно функционирует без всяких сбоев с 2003 года.
Поэтому странам, по территориям и водным пространствам которых пройдет «Южный поток», не стоит беспокоиться по поводу ухудшения экологической обстановки в связи с его строительством.
Кроме того, «Южный поток» позволит странам Южной и Центральной Европы не только надежно обеспечить свои растущие газовые потребности, но и принесет им множество экономических преимуществ, в том числе, позволит создать необходимые рабочие места и получить налоговые поступления от газового транзита.
В Болгарии право собственности на компанию, которая займется сооружением и эксплуатацией газопровода на территории страны, и на сам газопровод, будет поровну поделено между государственным концерном «Булгаргаз» (Bulgargaz) и «Газпромом». Это СП будет зарегистрировано в Болгарии и налоги тоже будет платить в Болгарии. Таким образом, при сооружении участка газопровода на болгарской территории, бюджет страны получит сотни миллионов евро прямых поступлений. Сооружение газопровода, кроме того, принесет стране создание новых рабочих мест и новой инфраструктуры, в том числе, подземных хранилищ газа (ПХГ).
«Южный поток» гарантирует надежные долгосрочные поставки газа в Болгарию и даст возможность удвоить ежегодное газопотребление страны – с 3 млрд до 6 млрд кубометров. Прямые поставки из России по газопроводу «Южный поток» позволят на 100% обеспечить газовые потребности Болгарии в случае форс-мажорных обстоятельств.
В Сербии, согласно первоначальным оценкам, сооружение «Южного потока» позволит создать 100 000 новых рабочих мест, принесет 2 млрд евро прямых иностранных инвестиций, ежегодную пошлину за газовый транзит свыше 200 млн евро и еще 100 млн евро за обслуживание и контроль качества участков магистрали и прочую деятельность. «Южный поток» станет важным дополнением к существующей газовой инфраструктуре Сербии. В рамках проекта в Сербии будет построено ПХГ «Банатский двор».
По соглашению между «Газпром» и «Сербиягазом» (Srbijagas), будет учреждено совместное предприятие для сооружения и эксплуатации сербского участка газопровода «Южный поток» годовой мощностью 10 млрд кубометров.
В Венгрии участок «Южного потока» будет строить, а затем обслуживать совместное предприятие «Газпрома» и Венгерского банка развития (MFB). Для Газпрома Венгрия является пятым по величине покупателем газа в Европе (7,5 млрд кубометров в год), что делает ее очень важным и ценным клиентом. Сейчас «Газпром» изучает возможность сооружения совместного подземного хранилищ газа на территории Венгрии с полезным объемом свыше 1 млрд кубометров.
Но от строительства «Южного потока» выиграют не только те страны, по территории которых он будет непосредственно проложен. Конечной точкой, до которой его предполагается дотянуть, должен стать крупный газотранспортный узел (хаб) в Австрии. Оттуда российское топливо можно будет направить в газотранспортные системы крупнейших европейских потребителей газа – Германии и Италии.
«Южный поток» – это реальный и многообещающий признак растущего сотрудничества и взаимозависимости между Россией и Европой. С помощью этой прямой магистрали стоимостью несколько миллиардов евро «Газпром» ясно выражает свою заинтересованность в европейском рынке.
«Южный поток» – это очередной шаг в диверсификации транспортных маршрутов российских газовых поставок. «Южный поток» внесет существенный вклад в энергетическую безопасность Европы.
Проект газопровода «Набукко»
В последнее время все большие надежды в Европейском союзе связывают с проектом газопровода «Набукко», который идет в обход России и не связан с ее месторождениями. Он должен стать продолжением уже построенного газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум и пройти от турецкого Эрзурума до Австрии, самого центра Европы.
В «Газпроме» акцентируют внимание на том, что «Южный поток» и «Набукко» не следует рассматривать как взаимоисключающие проекты. Эти газопроводы не являются конкурентами, учитывая ожидаемый резкий рост спроса на природный газ в Евросоюзе к 2030 году.
Европейская комиссия также рассматривает проекты этих двух газопроводов как взаимодополняющие и не возражает против их одновременного строительства.
Правда, стоит отметить, что одних только запасов азербайджанского газа явно не хватит для наполнения «Набукко». Но в Европе надеются наполнить его за счет богатейших газовых месторождений Туркмении, проложив Транскаспийский газопровод, который свяжет туркменский и азербайджанский берег Каспийского моря.
Поэтому в настоящее время все большее число европолитиков склоняется к мнению, что газопровод «Набукко» может стать реальностью. Правда, произойдет это не скоро - не раньше 2015 года.
По крайней мере, такое предположение высказал вице-премьер Чешской республики Александр Вондра. Вообще, Чешская Республика еще до того, как получила председательство в Европейском союзе, в качестве одного из приоритетов своей политики выдвинула достижение политического соглашения по «Набукко». Не исключено, что говорилось это с целью войти в историю, но еще больше - чтобы самим стать участниками проекта.
Как известно, основная газоэкспортная труба проекта «Набукко» заканчивается в окрестностях Вены, откуда до австрийско-чешской границы всего несколько десятков километров. Если учесть, что в настоящее время польская нефтяная и газовая компания PGNiG вплотную рассматривает возможность присоединения к «Набукко», то этот факт позволяет Чехии рассчитывать, что заветный трубопровод пройдет и по ее территории.
Несмотря на оптимистические ожидания европейских политиков, реальное положение дел с «Набукко» дает повод усомниться в легкой осуществимости этого проекта. Главный вопрос – откуда взять столько газа? То есть газ есть, но его недостаточно для наполнения трубы в объемах, предусмотренных техническими возможностями, а именно – около 30 млрд кубометров в год. Интересно, что в этих условиях находятся даже такие горячие головы, которые предлагают увеличить пропускную способность трубы до 40 млрд кубометров в год.
Не совсем ясно, кто будет основным поставщиком топлива. Первоначально предполагалось, что к проекту подключится Иран, но по соображениям политического характера, от услуг Исламской Республики пришлось отказаться.
На определенном этапе в качестве страны - производителя газа фигурировал Узбекистан, но сегодня об участии этой страны говорят гораздо реже, так же, как и об участии Казахстана. Впрочем, двери перед этими странами никто не закрывал, и при желании они всегда могут присоединиться к проекту.
В качестве основных потенциальных наполнителей магистрали выступают Азербайджан и Туркменистан. Но Азербайджан, начиная с 2008 года, стал формулировать свою позицию в вопросе следующим образом. Страна готова участвовать в «Набукко», но реализация этого проекта только с помощью азербайджанского газа весьма маловероятна. А так как азербайджанского газа для загрузки трубопровода явно недостаточно, нужен дополнительный источник.
Туркмения, у которой предполагаемых запасов газа намного больше, пока до конца не определилась относительно своего участия. В прошлом году с целью склонить туркменского лидера Гурбангулы Бердымухамедова к конкретным действиям в эту страну наведывались президенты Турции и Азербайджана.
Кое-кто, упреждая возможные договоренности, поспешил даже окрестить участок проекта, проходящий по дну Каспия и далее по территориям Азербайджана, Грузии и Турции, «тюркопроводом», намекая на особый характер отношений трех тюркоязычных стран.
Особую активность по продвижению проекта демонстрируют США. Энергетическая политика этой страны является стержневым элементом региональной политики Вашингтона в странах прикаспийского региона.
«Я и моя команда будем решительно убеждать наших европейских союзников заключать политические соглашения, необходимые для обеспечения строительства "Набукко" или другого трубопроводного потенциала, который поможет Европе диверсифицировать ее газовые поставки», - говорится в письменных ответах Хиллари Клинтон на вопросы сенатора-республиканца Ричарда Лугара, представленные в сенат США в связи с утверждением ее кандидатуры на пост госсекретаря.
По словам Клинтон, успешная стратегия по продвижению «Набукко» или других трубопроводов в южном коридоре к европейским рынкам потребует последовательного взаимодействия на высоком политическом уровне, в том числе со стороны США.
Эти слова не оставляют сомнения в преемственности линии поведения Соединенных Штатов в регионе и в период правления Барака Обамы.
Между тем, в условиях кризиса реализация проекта должна выглядеть максимально оправданной, иначе мобилизация гигантских средств может показаться пустым расточительством.
Подсчитано, что на строительство газопровода "Набукко" длиной 4 000 километров потребуются 2 млн тонн стали и более 30 компрессоров, не считая привлечения неимоверного количества спецтехники и рабочей силы. Проектная стоимость «Набукко» к настоящему времени достигла 8 млрд евро.
Не дожидаясь заключения соглашений по «Набукко», некоторые страны региона решили предпринять превентивные меры, чтобы подстраховаться от возможных неудач. 22 января в Баку с неофициальным визитом побывал президент Болгарии Георгий Пырванов. Тема обсуждения – поставки газа в эту балканскую страну и проект «Набукко».
Предполагаемый объем поставок в Болгарию – 1 млрд кубометров. Еще в прошлом году Болгария выразила готовность купить у Азербайджана это топливо и, судя по всему, решила зарезервировать для себя заявленные объемы газа.
В то же время оснований для беспокойства у Болгарии, да и у всех остальных предполагаемых участников проекта «Набукко», немало. Речь идет о недавнем заявлении премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана, что Турция откажется от поддержки проекта «Набукко», если не будет прекращено создание препятствий ее вступлению в Евросоюз.
Используя свое геополитическое положение, Турция действительно способна делать не только резкие заявления, но и резкие повороты. Очевидно также, что Турция необходимый для собственных потребностей газ из Азербайджана получит. Она - первое (или, если быть точными – второе после Грузии) звено в газовом транзите. А вот газовая судьба последующих звеньев остается открытой.
Чтобы не подвергать себя излишнему риску, следующее транзитное звено «Набукко» после Турции – Греция - тоже решила действовать на опережение. В середине января руководство этой страны направило азербайджанскому президенту Ильхаму Алиеву приглашение совершить официальный визит в Афины.
Уже определены сроки поездки Алиева – приблизительно в середине февраля. Центральное место на переговорах будет отведено поставкам газа в Грецию через Турцию. Сообщается, что отдельно будет обсуждаться вопрос о строительстве газопровода "Набукко".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции