«Как встретишь президентство – так его и проведешь» как принцип иногда работает, иногда нет. Но все же есть несколько законов жанра президентства, которым стараются следовать, и которые работают десятилетиями.
Закон первый – в самом начале президентства сделать несколько сильных, ярких, но продуманных и реализуемых ходов. Расхожая присказка «начало и конец – всему дело венец» применима, как выясняется, и к законам политической жизни. Биллу Клинтону, к примеру, до сих пор поминают, что одним из первых его шагов была попытка снять запрет на принятие в американскую армию парней с нетрадиционной ориентацией. Поскольку идея вдохновляла далеко не всех, нашли паллиатив: придумали формулу «не спрашивай – не говори». Однако до сих пор говорят, что не с этого Клинтону можно было начинать свое президентство.
Обама начал сильно и грамотно – решение о закрытии тюрьмы Гуантанамо и возвращение методов ведения допросов в традиционное, т.е. более четкое и жесткое правовое поле, ограниченное международными конвенциями. Поскольку «дьявол кроется в деталях», - будет дальнейшая проработка решения. К примеру, глава Пентагона Роберт Гейтс сообщил, что еще нет решения, как поступить с двумястами с лишним заключенных, которые ныне находятся в Гуантанамо. Возможны консультации с разными странами по поводу того, чтобы некоторых заключенных перевести туда. Это может быть политически мудрое решение, поскольку предлагает создание коалиции поддержки в борьбе с теми, кто несет угрозу цивилизованному миру. Одновременно оппоненты лишаются базы для обвинения США в использовании односторонних подходов и «особых» правовых режимов.
При этом, что тоже грамотно, еще нет решения о параметрах ускоренного вывода войск из Ирака. Грамотно – потому что это колоссальная операция, требующая военных, финансовых и внешнеполитических расчетов, которые вряд ли нужно делать в первые дни президентства, когда множество министров и замов еще не утверждены или не вошли в курс дела.
Вместе с тем часть внешнеполитических приоритетов новой администрации уже обозначена – это Пакистан и Афганистан. Это, кстати, стоит отметить российским властям, поскольку коридоры доставки в Афганистан военнослужащих и техники пролегают через страны Закавказья, а значит, Вашингтон будет продолжать строить добрые отношения с Грузией, Арменией, Азербайджаном, а, кроме того, не исключено, что захочет обновить отношения и с государствами Центральной Азии. Так вот, чтобы упредить будущие возможные трения по поводу того, кто чьей «зоной влияния» является, лучше в начале пути выстроить отношения так, чтобы все стороны могли извлечь из этого выгоду. Тем более Вашингтон заинтересован в усилении вклада Москвы в афганское урегулирование, а Москве, в свою очередь, это выгодно, поскольку касается спокойствия в ее южном «подбрюшье».
Канал для общения уже есть – опасения, что Россия будет «переведена» из ведения специального назначенца президента в «региональное» подразделение, скорее всего, не реализуются. Старшим директором по России должен стать Майк Макфол, проработавший всю кампанию внешнеполитическим советником Обамы по России и Евразии. Макфола называют хорошим назначением, он грамотен, реалистичен, известен российский аудитории. Некоторые полагают, что он может быть излишне резок в отношении сегодняшней России или слишком академичен, поскольку работал в основном в университетах и исследовательских центрах (Стэнфорд, Карнеги). С другой стороны, широту и аналитичность суждений вряд ли можно отнести к отрицательным чертам. Однако еще открыт вопрос, какими полномочиями он будет обладать и с кем ему предстоит работать, скажем, в том же Госдепе.
Закон второй – объясняй свои решения и поступки. Это полезно во всех отношениях. Во-первых, дисциплинирует команду, поскольку получается, что и остальным нужно объяснять, что они делают, а это некоторым образом снижает вероятность дурных решений. Во-вторых, у простых людей не создается впечатления собственной ненужности и никчемности. Наоборот, они начинают полагать, что они не просто толпа, а граждане, налогоплательщики. А следующим шагом иногда становится желание сделать и что-то самим, ответственно и осмысленно. В-третьих, это упреждает некоторые претензии и обиды, поскольку предполагает возможность прояснять многие вопросы по ходу, а не ждать, когда «котел» закипит. Обама объявил в первый день своей работы в Белом доме – все, что возможно, будет открыто общественности, и той же «презумпции открытости» он ждет от всех членов свой команды.
Наконец, закон третий – собирай команду советников и министров, которым будешь доверять. Причем не просто доверять, а таких, к которым сможешь прислушиваться, потому что они тоже могут быть правы. А ты можешь быть не прав...
Особенно важен процесс принятия решений. Решение долго обсуждается, но, будучи единожды принятым, – выполняется. Не может такого быть, чтобы даже самый выдающийся и влиятельный член исполнительной власти вдруг взял и по-своему истолковал решение первого лица, а истолковав, начал по-своему его же выполнять…
Но нельзя позволять подчиненным впадать и в другую крайность – слепо следовать мечтам начальника. Наоборот, если они объективно невыполнимы или чреваты серьезными последствиями, ближайшие люди команды должны сделать все, чтобы убедить начальника отказаться от этих мечтательных представлений.
Это, в частности, одна из претензий, которую ныне предъявляют одной из ближайших соратниц Буша, бывшему госсекретарю Кондолизе Райс. По мнению некоторых экспертов, она как раз должна была не организовывать четкое исполнение пожеланий Буша, а делать все, что в ее силах, чтобы его переубедить. Объяснив, что не все мечты должны сбываться, поскольку за некоторые слишком дорого потом приходится платить.