Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Россия ввела санкции против Грузии – Дмитрий Медведев подписал указ, запрещающий поставки продукции военного и двойного назначения в эту страну. Кроме того, президент также издал поручение о разработке мер по прекращению либо ограничению военно-технического сотрудничества со странами, поставляющими в Грузию вооружение советского либо российского производства. Таким образом, Грузия лишается возможности закупать в России продукцию военного назначения – которая де-юре сохранялась до недавнего времени. Возможность сотрудничества с остальными странами будет рассматриваться уже в зависимости от их реакции на новые правила игры.
Данный шаг прямо затрагивает отношения России с рядом стран восточной Европы и экс-советских республик, замеченных в поставках вооружения и боевой техники режиму Саакашвили. Однако, по мнению специалистов, в ряде случаев прекращение ВТС может нанести серьезный ущерб и обороноспособности самой России. Прежде всего, речь идет о сотрудничестве с Украиной, продукция военных заводов которой активно используется вооруженными силами России в настоящее время. Достаточно сказать, что на Украине производятся комплектующие, необходимые для поддержания в боевой готовности межконтинентальных баллистических ракет Р-36М2 и УР-100Н, составляющих основу боевой мощи РВСН.
В результате, на первый план выходит вопрос о возможной реакции Украины на такой шаг России в отношении Грузии. В некоторых СМИ уже высказываются опасения, что Украина может прекратить сотрудничество с Россией, введя со своей стороны санкции соответствующего рода. Однако учитывая экономическое положение Украины и резкое падение промышленного производства, вряд ли руководство этой страны захочет нанести дополнительный ущерб своей экономике, лишив ее дохода от поставок продукции военного назначения в Россию.
Также нужно отметить, что если прекращение сотрудничества с Украиной для России малоприятно, но переживаемо, то прекращение сотрудничества с Россией для Украины будет катастрофой – на вооружении украинских вооруженных сил нет ни одного вида боевой техники, где не использовались бы российские запчасти, а подавляющее их большинство произведены в России полностью. Быстрая же замена имеющегося вооружения на аналоги западного производства в нынешних условиях невозможна – украинская армия для этого слишком велика, и поставить такое количество вооружения бесплатно не сможет никто.
На самой Грузии прекращение сотрудничества, как ни странно, скажется меньше. Учитывая откровенную искусственность нынешней грузинской государственности, вопрос заключается не в том, какие шаги предпримет сама Грузия, а в том, насколько нужна боеспособная армия Грузии ее западным союзникам. Если на Западе решат, что армия Грузии необходима для дальнейших «игр» на Кавказе, то поставка вооружения для, откровенно говоря, не самых крупных вооруженных сил мира не станет большой проблемой – для них хватит НАТОвских запасов устаревшей техники.
Россия, в итоге, особенно ничего не выигрывает с введением режима санкций, но и не проигрывает. Вместе с тем, нужно иметь в виду, что подобные меры могут иметь и обратное направление, и, чтобы не стать однажды самим жертвами ограничений подобного рода, необходимо уменьшить зависимость ВПК от зарубежных поставок.
Абсолютно избавиться от них, видимо, невозможно – сегодня нет ни одной страны, которая производила бы для своих вооруженных сил всю продукцию «от и до», но свести к минимуму зависимость от ненадежных в политическом плане поставщиков реально. Следует отметить, что о необходимости сделать российский оборонно-промышленный комплекс самодостаточным неоднократно говорилось с самых высоких трибун.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции