МОСКВА, 16 янв - РИА Новости. "Газпром" призывает некоммерческое партнерство "Совет рынка", созданное для регулирования отношений на либерализованном энергорынке, к полной открытости и прозрачности при работе с частными инвесторами.
"Правила игры не должны меняться после того, как инвестиции уже осуществлены. Мы призываем "Совет рынка" к полной открытости и прозрачности при работе с частным инвестором",- сказал РИА Новости начальник управления развития электроэнергетического сектора и маркетинга в электроэнергетике "Газпрома" Денис Федоров.
По его мнению, необходимо учитывать тот факт, что генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики РФ предусмотрен значительный объем строительства генерирующих мощностей, не имеющих обязательств по договорам предоставления мощности на оптовый рынок.
"Крайне важно в настоящий момент времени дать инвесторам правильные ценовые сигналы. Мы считаем, что "Совету рынка" необходимо в своих решениях четко придерживаться нормативных документов, регулирующих порядок определения тарифов на мощность для объектов новой генерации до принятия концепции долгосрочного рынка мощности",- сказал он.
Так, по словам Федорова, представители "Газпрома", крупнейшего инвестора в российскую электроэнергетику, не были допущены к обсуждению сценарных условий и принятию решения по вопросу об установлении "экономически обоснованного тарифа".
Решение об установлении тарифа принималось при отсутствии утвержденной методологии оценки, а доступ к программному обеспечению, с помощью которого производится расчет, у специалистов "Мосэнерго", контролирующегося "Газпромом", отсутствует, сказал Федоров. Кроме того, по его словам, методология расчета, а также сценарные условия, закладываемые в модель, постоянно корректировались и официально до сих пор не представлены, несмотря на неоднократные обращения.
Таким образом, инвестор, осуществивший инвестиции в развитие электроэнергетики столичного региона в размере более 45 миллиарда рублей, фактически не имел возможности проверить правильность расчетов, а также корректность программного продукта.
"Данные факты могут дать неверные ценовые сигналы частным инвесторам в российскую электроэнергетику, которая остро нуждается в техническом перевооружении и строительстве нового современного эффективного генерирующего оборудования", - сказал Федоров.
Как сообщалось ранее, "Мосэнерго", крупнейшая в Европе теплогенерирующая компания, может приостановить выполнение своей инвестпрограммы из-за низкого тарифа, утвержденного "Советом рынка" для генерирующих активов компании, а также отсутствия понятной методики определения цены на новую мощность.
По словам гендиректора "Мосэнерго" Виталия Яковлева, "Совет рынка" в ходе конкурентного отбора мощности (КОМ) на 2009 год утвердил для компании "тариф на мощность в 370 тысяч рублей за МВт в месяц", что более чем на 30% ниже тарифа, соответствующего нашей первоначальной ценовой заявке.
Таким образом, по словам гендиректора, тариф не позволяет осуществить возврат вложенных инвестиций с требуемой нормой доходности. В "Мосэнерго" считают, что при таком уровне тарифа срок окупаемости новых мощностей составит 18 лет, отсутствует гарантированный возврат инвестиций и "Мосэнерго" не сможет привлекать заемные средства для финансирования своей инвестпрограммы.
В связи с этим "Мосэнерго" было вынуждено приостановить реализацию очередного этапа инвестпрограммы - строительство новых блоков ПГУ-420Т на ТЭЦ-12, 16, 20 и 25 до переоценки обоснованности инвестиционных вложений.
Рынок мощности является одним из ключевых инструментов обеспечения надежного функционирования единой энергосистемы (ЕЭС) РФ. С его помощью собственники объектов генерации и инвесторы могут получать с оптового рынка средства, необходимые для поддержания постоянной готовности электростанций введенных в эксплуатацию, выработки электроэнергии и проведения ремонтов, а потребители - право требовать получения необходимого объема электроэнергии в любой момент времени.
Основа функционирования рынка мощности - процедура конкурентного отбора мощности (КОМ), выявляющая как спрос на мощность, так и возможности его покрытия с учетом необходимого резервирования. Правилами оптового рынка предусмотрены механизмы контроля цен в заявках на продажу мощности.
Для генерирующего оборудования, учтенного в прогнозном балансе 2007 года, цена не может превышать тарифа, установленного ФСТ на 2009 год, а вновь введенное генерирующее оборудование включается в перечень оборудования, отобранного по результатам конкурентного отбора ценовых заявок при условии их экономической обоснованности подтвержденной некоммерческим партнерством "Совет рынка".