Вера Политковская, обозреватель РИА Новости.
В предновогодней суете и праздничном угаре большинство москвичей и не заметило как до города все-таки добралась зима. Пошел долгожданный снег, атрибут, без которого, в понимании россиянина Новый год совсем, кажется, и не Новый год.
Для жителей российских мегаполисов красивая русская зима, с огромными сугробами белого чистого снега перебралась в прошлое или за пределы города. Нынче слово зима у москвича вызывает исключительно одну ассоциацию – тонны грязи, по которой, нехотя передвигая ноги, среднестатистический горожанин бредет на работу и обратно.
За эту красочную картину городской зимы необходимо выразить особую благодарность столичным властям, которые денно и нощно блюдут чистоту окружающей среды Москвы. А именно тем специалистам, которые воплощают мечты москвичей о чистоте и комфорте, используя «химию» - так емко именуется то, что выливается, разбрызгивается и высыпается на улицы столицы ежедневно в зимний период.
Обсуждая экономические составляющие этой животрепещущей темы (сколько, по какой цене и в каких объемах городские власти закупают «химию»), а также эстетическую (никак не выглядит город чистым зимой уже много лет), есть одна, которая должна была бы занимать и власти, и граждан куда больше – каким же образом эти химикаты влияют на здоровье людей?
Скудные сведения, которые возможно отыскать на тему влияния реагентов на здоровье человека, представляют собой расчеты специалистов о том, как правильно разбрасывать и разбрызгивать «химию» на улицы. Вполне возможно, что именно в это и упирается вся проблема, потому как на один квадратный метр улицы должно приходиться определенное количество реагента и ни в коем случае не больше, так как все-таки это химия и долговременные последствия ежегодного отравления человека ее парами пока не изучены.
В настоящее время в качестве основного противогололедного средства для обработки проезжей части используется жидкий реагент – 28% раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ).
По сравнению с технической солью, которая использовалась раньше, ХКМ обладает несколькими существенными преимуществами: он весьма эффективен при низких температурах (до минус 35° С), не позволяет образовываться гололеду и снежно-ледяным накатам. Однако есть и ряд минусов. Например, срок действия ХКМ – 3 часа. Это приводит к тому, что дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз или эффект будет очень краткосрочным. Ученые также выяснили, что после обработки дорожной наледи этим раствором, коэффициент сцепления автомобильных шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Когда применяли техническую соль, влага испарялась, и дороги оставались сухими, ХКМ, напротив, притягивает влагу. Если же на дорожном полотне есть пленка из машинного масла, бензина, а поры асфальта забиты резиновой крошкой, что при обилии автомобилей в столице является практически нормой состояния дорог, то ХКМ еще больше теряет в эффективности.
Тут стоит отметить, что тротуары этими химикатами власти додумались все-таки не обрабатывать. Чаще всего, дороги, которые предназначены для пешеходов, посыпают мраморной или гранитной крошкой. Она не несет опасности для окружающей среды и для людей, но, как выяснилось, коммунальщиков крошка не сильно устраивает. Ее, по их мнению, трудно убирать. К сожалению, столичные коммунальщики не решились взять пример с Европы, где также используется этот метод борьбы со скользкостью на дорогах. Но там, когда наступает весна, крошку собирают, моют, высушивают и используют ее на следующий год. В России же, она превращается в трудно убираемый мусор.
Однако же, эксперты, оглядываясь на статистику, продолжают уверять, что с приходом зимы, количество аллергий у москвичей резко увеличивается.
Как рассказала РИА Новости врач аллерголог Елена Тюменцева, наибольшей опасности подвергаются люди, склонные к проявлению аллергических реакций, в первую очередь, астматики. Тем не менее, и для здорового человека вдыхание паров реагентов может существенно повлиять на самочувствие. Самым опасным, по мнению специалиста, является период таяния, когда влага, перемешанная с «химией» начинает испаряться. Человек может почувствовать недомогание, головную боль, может начаться кашель, но интенсивность этих явлений будет во многом зависеть от количества времени, проведенного на улице и концентрации реагента в том месте, где он находится. По мнению эксперта, добежав до ближайшего магазина, человек вряд ли испытает недомогание, но что делать тем, кто по виду своей деятельности обязан находиться на улице вблизи оживленных автотрасс? Возможно, в условиях разрастающегося мегаполиса, пришло время все-таки подумать о здоровье граждан: либо найти другой, более безопасный реагент, либо снабдить всех москвичей специальными устройствами, которые применяются на вредных производствах?
Последствия химических ожогов у домашних животных, считают ветеринары, могут быть совершенно разными – от легких ожогов лап, которые быстро лечатся, до токсического шока, от которого животное может погибнуть. Насколько тяжело будет переносить питомец влияние реагентов предсказать довольно трудно. При попадании на кожу «химии» больше всего страдают лапы животного, так как контакт в этом случае непосредственный. Если же у питомца на лапах есть даже небольшая ранка, то реагент проникает в организм в гораздо большем количестве и непосредственно в кровь, что в крайних случаях, может вызвать даже смерть. Достаточно сложно приучить собаку к выгуливанию в специальной обуви, но это, считают эксперты, единственный вариант обезопасить лапы животного, а также строго следить за тем, чтобы питомец не ел снег, лежащий вблизи автомобильных дорог.
Учитывая все недостатки применения сыпучих и жидких реагентов все-таки абсолютно очевидно, что не использовать их также невозможно. Экологи, ученые и власти оказываются солидарны в этом мнении. Люди все равно падают, но все-таки травм меньше чем могло бы быть. Аварии на дорогах все равно происходят зимой чаще, но и их могло бы быть намного больше. Город иногда можно чудом пересечь без пробок, хотя он мог бы встать в одной многокилометровой пробке до весны.
И минусы и плюсы оказываются тут очень важными, и как итог, требуется компромисс, на который вынужденно идут пока только те, кто изменить ничего не может – обычные люди, пытающиеся научиться защищать себя и своих близких от той опасности, которую несет жизнь в мегаполисе. Хотя забота об удобстве москвичей входит в прямую обязанность именно столичных властей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции