МОСКВА, 12 янв - РИА Новости, Наталия Курова. Российский академический молодежный театр (РАМТ) в год 200-летия Николая Гоголя представит сценическую версию одного из самых мистических и гротесковых произведений писателя "Портрет" - премьера спектакля состоится в воскресенье, сообщили РИА Новости в пресс-службе РАМТа.
Как рассказал РИА Новости режиссер спектакля и художественный руководитель театра Алексей Бородин, когда-то давно он ставил гоголевского "Ревизора" в провинции, но в Москве за последние десятилетие это первое его обращение к произведению Гоголя.
Режиссер считает, что все, написанное этим писателем, актуально и сегодня, "но с особой остротой прозвучит именно "Портрет".
"Повесть о том, как золото сделалось страстью, как творчество затмилось звонкой монетой, точно попадает в проблемы сегодняшнего дня. Сегодня, когда человек поддался искушению обладать прежде всего осязаемыми материальными жизненными благами, когда его интерес сосредоточен на получении удовольствий от жизни, когда обогащение и деньги стали главной целью, говорить об этом очень важно, просто необходимо. Собственно, эта тема вечной борьбы в человеке темных сил и света. Мы надеемся, что в этой борьбе стрелка все-таки качнется в сторону света, и ради этого и ведем этот разговор", - рассказал Бородин.
По словам режиссера, новый спектакль - не инсценировка, а подлинный текст Гоголя. Он несколько сокращен, но при этом, как заверил Бородин, суть произведения и вся полнота композиции останется.
Он отметил, что перевод прозы на язык сцены всегда не прост и при этом подчас теряется особенность произведения. В данном случае "самое трудное было - как раз найти этот адекватный язык".
"Поскольку это - портреты, это - живопись, то я подумал, что более всего передать это можно через музыку. Так возникла идея пригласить знаменитого музыканта Алексея Уткина, которого именуют "золотым гобоем", и его ансамбль солистов "Эрмитаж", включающий скрипку, альт, виолончель и контрабас. Это очень талантливые и творческие люди, которые с интересом восприняли наше предложение", - пояснил Бородин.
Так, по словам режиссера, музыка стала одним из главных действующих лиц вместе с одним из ведущих артистов театра Евгением Редько. Поэтому и жанр спектакля определен как "фантазия для драматического артиста, гобоя и оркестра".
В спектакле звучит музыка Телемана, Бриттена, Штрауса, Перселла и др. Кстати, для Уткина и его ансамбля это был первый опыт участия в драматическом спектакле.
На вопрос, в чем, по мнению режиссера, состоит особая привлекательность произведений Гоголя для театра, Бородин сказал: "Гоголь чрезвычайно остро чувствует то, что происходит внутри человека. Он заглядывает в самые тайники человеческой души. Это его преломленный взгляд туда. А именно жизнь человеческого духа и есть главный предмет изучения для театра".
Первоначальную версию "Портрета" Гоголь написал в 1833-34 годах - она была опубликована в сборнике "Арабески" в 1835-м. Один из самых значительных критиков того времени Виссарион Белинский, который остался недоволен произведением, отмечал, что "первой части этой повести невозможно читать без увлечения... есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно".
В 1841-42 годах Гоголь коренным образом переработал повесть, и "Портрет" был напечатан в "Современнике" в новой редакции.