Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Славянская газовая дружба 24-го декабря, в канун католического Рождества, еще более укрепилась: в Москве, в присутствии президентов Дмитрия Медведева и Бориса Тадича, Россия и Сербия подписали целый пакет документов, главные из которых пахнут газом и нефтью. У рабочего визита сербского президента была, конечно, и политическая составляющая в виде политического заявления, но она, скорее, была дополнением к углеводородной, а не наоборот. Впрочем, поскольку газ России уже и в Западной Европе считается не иначе как стратегическим оружием Москвы, зачем кого-то в этом разочаровывать. Благо, что от присоединения Сербии к газопроводу «Южный поток» (один из важнейших пунктов нефте-газового соглашения) выиграют и Москва, и Белград, и Европейский Союз.
Это было первое, о чем заявил президент Дмитрий Медведев, встретив своего сербского коллегу в Кремле. Все соглашения о нефтегазовом сотрудничестве между Россией и Сербией, сказал он, направлены и на обеспечение энергетической безопасности Европы.
Здесь надо напомнить, что вопрос о снабжении Сербии российским газом был в принципе согласован еще в самом начале этого года, когда 25 января в Москве было пописано предварительное соглашение о сотрудничестве по нефти и газу. Борис Тадич как раз и прибыл в Россию с рабочим визитом, чтобы присутствовать при подписании документов, которые эти договоренности закрепят. Они предусматривают строительство 400-километрового транзитного участка «Южного потока» по территории Сербии, сооружение крупного газохранилища (на 300 млн кубометров газа) «Банатски двор» и продажу нашему «Газпрому» контрольного пакета (51%) акций ведущей нефтяной компании страны «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS).
«Южный поток», а это отнюдь не один газопровод, а целая система, Россия и Италия решили проложить в Европу 23 июня 2007 года. Газопровод, запланированной мощностью в 31 млрд кубометров российского газа ежегодно, проляжет от российской станицы Береговой в Краснодарском крае до Болгарии и дальше пойдет в Румынию, Словению, Венгию и Австрию, а другим рукавом теперь - через Сербию, Черногорию и даже Македонию в Италию. Его строительство должно начаться уже в следующем году, а завершиться не позднее 2015-го года (некоторые очереди в 2011-м). Общая стоимость оценивается в 10 млрд долларов.
Самым острым во всех переговорах по проблеме до последнего времени оставался вопрос о том, cколько сербы должны получить от «Газпрома» («Газпром нефть») за то, что уступят ему 51% своего нефтяного монополиста NIS (72% нефтегазового рынка, нефтеперерабатывающие заводы и 500 заправочных станций в Сербии – 70% розничного топливного рынка). Международная консалтинговая группа Deloitte в сентябре этого года оценила его рыночную стоимость в 2,2 млрд евро. Теперь «Газпром» покупает NIS за 400 млн евро и плюс обязуется вложить в развитие производства 550 млн евро. Сербы хотели гораздо больше. Мировой экономический кризис сильно умерил запросы. Но то, что Сербия не получила «чистыми деньгами», будет отчасти компенсировано транзитной составляющей. Ранее предполагалось, что через сербский участок пойдет ежегодно до 10 млрд кубометров газа. Теперь решено увеличить поток более чем вдвое – до 21,4 млрд или даже до 23, 1 млрд кубометров газа в год. Сколько точно будет пущено русского газа по сербской трубе, стороны должны окончательно решить к 2010-му году.
Сербии подключение к газопроводу поможет во многих отношениях, хотя в Европе, конечно, не без напряжения смотрят на то, как Сербия подключается к газовой орбите России. Сербы уверены, что с русским газом их инвестиционная привлекательность резко возрастет. Российский газопровод поможет, кстати, Сербии вступить в ЕС. Белград надеется сделать это уже в 2009-м году, но европейцы полагают, что он еще не совсем готов к вселению в европейскую квартиру. Принятие же в ЕС страны, по которой идет российская газовая труба, будет выгодно Брюсселю, поскольку Сербия станет уже не просто транзитной территорией у порога Евросоюза, а «своей» транзитной страной.
Когда «Южный поток» вступит в строй, он, кроме всего прочего, обойдет вечно политически нестабильную Украину. Именно Киев (по крайней мере, Киев Ющенко), сейчас, кстати, стал главным критиком всех российских газово-трубных начинаний - и «Северного потока» (по дну Балтики), и «Южного» (он пройдет по дну Черного моря). Там прекрасно понимают, что с их заполнением будет практически невозможно откачивать из труб газ, предназначенный для Европы, или не платить за российский газ вообще, а вместо этого выклянчивать некие «особые условия».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции