КЕМЕРОВО, 21 дек - РИА Новости, Елена Попова. Крупные угольные компании попадут в число системообразующих предприятий, которым будет оказана господдержка, сообщил журналистам министр энергетики РФ Сергей Шматко в Кемерове после совещания, прошедшего под председательством вице-премьера Игоря Сечина и посвященного вопросам оздоровления ситуации в углепроме России.
По словам министра, одним из основных вопросов на совещании стало снижение ликвидности в угольной отрасли. Только задолженность металлургических предприятий перед российскими угольщиками составляет порядка 20 миллиардов рублей. Банки либо не продлевают угольным компаниям кредитные линии, либо при открытии новых кредитов предлагают очень высокие ставки.
Для повышения ликвидности в отрасли участники совещания рассмотрели комплекс мер, в том числе возможное предоставление кредитов системообразующим угольным предприятиям, которые войдут в список компаний, которым государство окажет поддержку. Конкретные предприятия министр не назвал.
В свою очередь председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук сообщил журналистам, что цена вопроса закрытия одной шахты - порядка 4,5 миллиардов рублей. При этом, возможно, поддержка конкретного предприятия в нынешних условиях обойдется в несколько раз дешевле - в 1-1,5 миллиарда рублей - и поможет предприятию работать стабильно. Поэтому решение будет приниматься по конкретным шахтам.
Председатель профсоюза напомнил опыт предыдущих реструктуризаций угольной отрасли, когда в конце 1990-х в России закрыли более 200 угледобывающих предприятий, а в 2004-2006-х создали новые, на которых некому было работать. Сейчас основная задача, по его мнению, сохранить рабочие места на шахтах, горняцкие коллективы.
Как сообщил Шматко, оздоровлению отрасли поможет также широкомасштабный экспорт энергетического угля, но для этого нужно разработать комплекс мер по поддержке экспорта, который включал бы в себя и возможное обнуление экспортной таможенной пошлины на уголь. Необходимы соответствующие договоренности с транспортниками, в первую очередь с "РЖД", о том, на каких условиях уголь будет вывозиться.
"(ОАО) "РЖД", может быть, по праву считает, что не за счет железнодорожников должны быть компенсированы эти затраты... С другой стороны угольщики достаточно категоричны: если экспорт угля не будет рентабельным, никакого экспорта угля не будет... Речь идет о значительных цифрах грузооборота наших железнодорожников", - сказал министр.
В связи с этим, по его мнению, нужно искать решение, устраивающее как угольщиков, так и железнодорожников.
По словам Шматко, предложенные меры для стабилизации обстановки в углепроме могут заработать к концу января.