МОСКВА, 19 дек - РИА Новости, Мария Ганиянц. Период становления нового органа федеральной исполнительной власти Росохранкультура завершен - в 2009 году ведомство продолжит проверку музеев, независимо от деятельности специальной комиссии, сообщил в интервью РИА Новости замглавы ведомства Николай Ефимов.
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) была создана в соответствии с указом президента России за №724 от 12 мая 2008 года, в результате разделения Россвязьохранкультуры на две отдельные службы. Росохранкультура состоит из 13 территориальных управлений численностью 240 сотрудников и центрального аппарата.
"Мы планируем, что с 2009 года начнется активная фаза направленной деятельности управлений", - сказал Ефимов.
"Комиссия (по проверке музеев) фактически выходит на финишную прямую, и независимо от деятельности этой комиссии, мы проверяем самостоятельно музеи в рамках своих полномочий. Эта дополнительная проверка продолжится и в следующем году", - добавил он.
Специальная комиссия по комплексной проверке российских музеев начала свою работу в 2006 году, после того как стало известно о краже произведений искусства из Эрмитажа. По данным на конец октября 2009 года, из 83 миллионов проверенных комиссией предметов, музеями не была предъявлена значительная часть - порядка 86 тысяч.
"На примере военных музеев, я могу подтвердить, значительное число фактов хищений, краж и подделок. На примере войсковых музеев, которые обладают уникальными предметами и фактически командирами частей не окормляются, там нет настоящего, музейного учета", - пояснил Ефимов.
Он добавил, что в воинских частях музейные ценности регистрируются не в специальных книгах, а проходят по общему учету, "там же, где числится табуретка, обмундирование", при этом списание происходит так же, "как старое одеяло".
Он продолжил, что и в государственных музеях, в условиях постсоветской нищеты "люди шли на сделку с совестью". "Музейные предметы уходили на черный рынок, а вместо них появлялись муляжи и подделки, которые обнаруживали с течением времени", - добавил он.
ТРИАДА РОСОХРАНКУЛЬТУРЫ
Ефимов напомнил, что основными направлениями деятельности Росохранкультуры являются "государственная охрана памятников истории и культуры, то есть недвижимых объектов, обеспечение и сохранение культурных ценностей (в это понятие попадает музейный фонд, библиотечный фонд раритетных изданий и архивный фонд), и новая, которая предполагает урегулирование отношения с авторскими смежными правами".
"Эта триада нашла смысловое отображение в эмблеме Росохранкультуры, где на фоне щита конвенции изображен портик с тремя колоннами, каждая из которых символизирует направление деятельности", - сказал собеседник агентства.
Отвечая на вопрос, как отразится закон "О приватизации государственного имущества города Москвы", который предусматривает приватизацию объектов культурного наследия, на увеличении числа желающих приобрести особняки в собственность, Ефимов сказал, что "покупатели не стоят в очереди к памятникам архитектуры, так как это дело очень хлопотное".
"И если господин, обладающий значительным финансовым ресурсом, готов пойти на такой шаг, то он, в любом случае, попадает в систему колоссальных ограничений. Поэтому количество желающих не запредельно", - добавил он.
Собеседник агентства напомнил историю с памятником архитектуры на Таганке, "когда самодеятельным порядком была осуществлена надстройка", а потом, в обязательном - ее демонтаж.
Он не исключил, что некоторые возможно и планируют взять особняк в собственность, "чтобы потом сделать подземную парковку на два этажа вниз, и надстроить дом вверх", но владельцы объектов культурного наследия "попадут в систему очень серьезных ограничений".
"Возможно кто-то еще этого не понимает и надеется договориться с властью, но для этого и создан самостоятельный фискальный контрольный орган, который должен стоять на страже, - мы", - заключил он.