МОСКВА, 17 дек - РИА Новости. Уровень потребительского доверия в России к началу декабря впервые за три года резко упал - со 104 до 88 пунктов, но при этом для россиян самой тяжелой оказалась необходимость менять привычки потребления, показывает исследование Nielsen.
"К началу декабря 2008 года уровень потребительского доверия в России упал до беспрецедентного уровня за последние три года: индекс потребительского доверия составил всего 88 пунктов, что сразу на 16 пунктов ниже, чем в сентябре 2008 года (104 пункта)", - говорится в сообщении исследовательской компании.
Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары.
"Причиной столь стремительного снижения уровня потребительского доверия стали пессимистические ожидания россиян, связанные с трудоустройством. 72% опрошенных сообщили, что считают свои перспективы в области трудоустройства на ближайший год не очень хорошими или плохими. И лишь 25% опрошенных демонстрируют уверенность в своей работе. Еще в сентябре-октябре таковых было более половины", - комментирует генеральный директор компании "Nielsen Россия" Дуайт Уотсон, чьи слова цитируются в пресс-релизе.
Как отмечают исследователи, если в сентябре-октябре 2008 две трети опрошенных (67%) оценивали свое личное материальное благополучие как хорошее или отличное, то в конце ноября лишь половина опрошенных (51%) уверены в своих финансах.
Готовность тратить
"Однако, что касается готовности тратить, то здесь мнение потребителей в России практически не изменилось. В конце ноября 2008 года 42% опрошенных сообщили, что считают ближайшее время удачным для покупки новых товаров - это столько же, сколько и три месяца назад. Однако возросло количество тех, кто считает ближайшие 12 месяцев очень плохим временем для новых покупок: в сентябре их было 7%, а ноябре уже 13%", - отмечается в сообщении.
Несмотря на рост пессимизма, экономическая ситуация в стране не воспринимается участниками исследования однозначно как кризис, поскольку большинство из них еще не испытывает на себе явных кризисных проявлений. При этом для описания сложившейся экономической ситуации чаще всего используются слова "нестабильность", "непонятно, что происходит", "затяжной спад".
Более двух третей участников исследования Nielsen ничего не предпринимали со своими сбережениями за последнее время. У одних их попросту нет - 25% опрошенных, другие заняли выжидательную позицию - 44% участников сообщили, что не стали ничего делать со своими финансовыми средствами и сбережениями за последние три месяца.
"Важно отметить, что потребители, участники интервью в Москве, считают сравнение кризиса 1998 года и сегодняшней ситуации неуместным, так как не находят между ними практически ничего общего", - отмечается в сообщении.
Сложно отказаться от привычек
Исследование Nielsen показало, что самое неприятное возможное последствие кризиса, в восприятии респондентов, - необходимость менять сложившуюся структуру потребления и, как следствие, менять привычный образ жизни.
Более 70% опрошенных не спешат расстаться со своими привычками, приобретенными в предыдущие годы, но в некоторых категориях покупатели все же начали переключаться на более экономичные варианты. Но для начала сокращают частоту или объем покупок, говорится в пресс-релизе.
По данным отчета Nielsen, 95% участников отмечают рост цен на товары повседневного спроса. В восприятии покупателей, цены на продукты питания и товары повседневного спроса выросли в среднем на 17% за последние 3 месяца. При этом, что интересно, многие не рассматривают рост цен как признак кризиса, а считают, что это скорее результат инфляции и обычного ежегодного предновогоднего роста цен.
При этом 73% участников стали более экономно относиться к покупке продуктов питания и товаров повседневного спроса, чем 3 месяца назад. Каждый пятый опрошенный (21%) сообщил, что за последние три месяца стал покупать меньше (по объемам). По словам тех, кто сократил потребление, в среднем они уменьшили объем своих каждодневных закупок на четверть. При этом две трети респондентов (68%) никак не изменили своих привычек и покупают столько же продуктов питания и других товаров повседневного спроса, сколько и три месяца назад.
"Потребление изменилось незначительно в таких категориях, как хлеб, чай, молоко, шампуни, стиральные порошки и сигареты. Однако в таких категориях, как торты и пирожные, мясо, пиво, питьевая и минеральная вода произошли заметные изменения. Почти каждый третий опрошенный сообщил, что стал покупать этих товаров меньше, чем три месяца назад", - сообщает Nielsen.
The Nielsen Company - одна из ведущих мировых исследовательских компаний, специализируется на маркетинговой информации, потребительских исследованиях, измерениях и исследованиях аудиторий различных медиа-ресурсов. Компания имеет подразделения более чем в 100 странах мира.