Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Крупнейшие американские автопроизводители General Motors и Chrysler могут стать банкротами уже в этом году или в самом начале следующего, из-за того, что сенат США отказался выделить им помощь в размере $14 млрд. Но, несмотря на стремительный обвал всех мировых авторынков в конце 2008-го, не у всех автопроизводителей дела обстоят так плохо. 12 декабря немецкий автоконцерн Daimler купил 10% российского производителя грузовиков «КамАЗ» за $250 млн. Немцы рассчитывают благодаря этому приобретению получить плацдарм на российском рынке, который станет крайне прибыльным после окончания кризиса.
Крупнейшие акционеры «КамАЗа» - госкорпорация «Ростехнологии», инвесткомпания «Тройка Диалог» и гендиректор «КамАЗа» Сергей Когогин – договорились в пятницу с представителями немецкого автоконцерна Daimler о продаже ему 10-процентной доли российского производителя грузовиков из пакета акций, принадлежащего «Тройке Диалог».
На пресс-конференции, посвященной этому событию, Daimler был назван миноритарным акционером «КамАЗа, имеющим статус эксклюзивного стратегического партнера. По заявлениям российских и немецкого акционеров «КамАЗа», этот альянс выгоден обеим сторонам.
«Это знаковое событие для всего автопрома, - восклицал на пресс-конференции глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов. – Особенно это важно, потому что договоренности достигнуты в разгар финансового мирового кризиса».
Его можно понять. Крупнейший российский производитель грузовиков «КамАЗ» из-за общего промышленного спада, наступившего в России в конце года, был вынужден существенно сократить их выпуск. В этих тяжелых условиях один факт вхождения западного автопроизводителя в состав акционеров «КамАЗа» имеет большое значение.
Но «КамАЗ» получит от этой сделки также производственные и материальные выгоды. Во-первых, Daimler передаст «КамАЗу» высокие технологии в области автомобилестроения, которые, очевидно, приведут к появлению новых моделей грузовиков.
Во-вторых, надо отметить, что Daimler щедро заплатил за акции «КамАЗа». На момент сделки рыночная цена 10-процентного пакета российского автопроизводителя составляла лишь около $79 млн. Daimler же, по оценкам отечественных автомобильных аналитиков, заплатил, за него даже выше потенциально справедливой цены (около $200 млн). Кроме того, немцы пообещали, что в случае положительных результатов от совместной деятельности Daimler в 2012 году доплатит за этот пакет еще $50 млн.
Выгоды «КамАЗа» от сделки с немецким автоконцерном очевидны. Главный вопрос в том, зачем в столь нелегкие для всего мирового автопрома времена, сделка нужна немцам?
Прямой ответ на него дал глава дивизиона грузовых автомобилей Daimler Андреас Реншлер. Все очень просто – немецкий автоконцерн мыслит стратегически. По мнению Реншлера, кризис в мировом автопроме только начинается и сколько продлится неизвестно, но рано или поздно закончится и тогда Россия станет весьма перспективным и прибыльным рынком. По оценке этого топ-менеджера Daimler, российский рынок грузовиков в будущем станет значительно крупнее многих европейских.
В виде 10-процентного пакета «КамАЗа» Daimler получает первоначальный плацдарм на нем. Согласно подписанному соглашению, «КамАЗ» предоставляет в пользование Daimler свои производственные мощности, дилерские сети и станции техобслуживания, т.е. Daimler сразу получает доступ на российский рынок и рынок стран СНГ.
Стратегическое партнерство с «КамАЗом» сэкономит для немецкого автоконцерна деньги и время, которые он бы потратил на строительство собственного завода и разворачивание дилерской и сервисной сети. Впрочем, благодаря этим 10% «КамАЗа» Daimler пока лишь «зацепился» за российский рынок. Поэтому многие отраслевые эксперты уверены, что немцам обещан твердый опцион на увеличение своего пакета в «КамАЗе».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции