Самым громким событием в США на этой неделе, безусловно, стал арест губернатора Иллинойса Рода Благоевича обвиненного в коррупции. В минувший вторник прокуратура штата обнародовала распечатки телефонных разговоров Рода Благоевича и его помощника Джона Харриса, в которых губернатор Иллинойса говорит, что он "не собирается отдавать бесплатно" место в американском сенате, освободившееся после избрания Барака Обамы президентом США. Далее Благоевич рассуждает, что если Обама хочет видеть на своем сенаторском месте близкого ему человека, то взамен губернатор хотел бы получить место в новой администрации или высокооплачиваемые места во главе неправительственных фондов или некоммерческих организаций для себя и своей жены. Кроме того, генеральный прокурор штата Патрик Фицджеральд располагает доказательством того, что Род Благоевич собирался урезать финансирование детской больницы штата на 8 млн. долларов в отместку директору клиники, который отказался дать 50 тысяч долларов на его предвыборную кампанию.
В тот же день губернатор Иллинойса и его помощник Джон Харрис были арестованы. Правда уже через день господин Благоевич вышел на свободу под залог в 4.5 тысяч долларов. Однако следствие против него продолжается и, если его вина будет доказана, он может получить максимальное наказание – до 20 лет лишения свободы.
На мой взгляд, эта история замечательным образом демонстрирует, как работает система «сдержек и противовесов» в США.
Ведь губернатор Благоевич – влиятельный чикагский политик, с которым работали многие члены команды Барака Обамы, да и сам избранный президент США дважды поддерживал его на губернаторских выборах, а одно время даже был его советником. Казалось бы, став президентом, Обама мог бы как-то посодействовать своему однопартийцу и быстренько замять это дело. Однако все произошло с точностью наоборот. Именно потому, что Барак Обама был избран главой государства, этим местным чикагским разборкам теперь придается общенациональное значение.
Почему? Потому что, во-первых, есть генеральная прокуратура, которая не зависит от исполнительной и законодательной власти штата. История с Благоевичем – не первое громкое расследование генерального прокурора северного района Иллинойса Патрика Фицджеральда. Назначенный на этот пост президентом Джорджем Бушем в 2001 году, он сразу же завел дело по обвинению в коррупции на тогдашнего губернатора штата - республиканца Джорджа Райана и его сослуживцев. Судебное разбирательство продолжалось пять лет, и в 2006 году господин Райан был приговорен к шести с половиной годам заключения. Есть основания полагать, что принадлежность к правящей демократической партии не спасет от расследования и нынешнего губернатора Иллинойса Рода Благоевича.
Во-вторых, в США помимо демократической, есть еще и республиканская партия, которая не упустит эту прекрасную возможность, чтобы перейти в наступление на своих политических конкурентов. Республиканцы уже запустили кампанию «все демократы – коррупционеры» и, несомненно, будут скрупулезно отслеживать каждый шаг Барака Обамы и его окружения, так же, как в начале 90-х они преследовали Билла Клинтона.
Поэтому, сразу после ареста Благоевича, Барак Обама был вынужден оторваться от формирования своей администрации, и принялся оправдываться, что он «никогда не обсуждал это место в сенате с губернатором». После чего спикер переходной команды Обамы Роберт Гиббс заявил, что 44-й хозяин Белого дома считает, что губернатору Иллинойса стоит уйти в отставку.
В-третьих, потому что в США действуют независимые профессиональные СМИ, которые и сообщили общественности, то есть американским избирателям, о махинациях губернатора Иллинойса. Причем жесткую критику в адрес демократа Рода Благоевича можно услышать не только на прореспубликанском телеканале FOX, но и в газете Chicago Tribune, поддержавшей на выборах Барака Обаму. Несмотря на то, что Благоевич был губернатором Иллинойса с 2002 года, главная газета штата - Chicago Tribune - не раз публиковала негативные колонки о его деятельности. Дошло до того, что Благоевич потребовал от акционеров газеты, чтобы те уволили авторов редакционных статей, критиковавших губернатора.
Показательно, что никто из журналистов уволен не был, а вот скандальная история про то, как губернатор Иллинойса использовал свое служебное положение для давления на представителей СМИ, стала одним из пунктов обвинения, предъявленного Роду Благоевичу в минувший вторник.
Почему эта история должна быть интересна российскому читателю? Потому что она демонстрирует эффективный способ борьбы с коррупцией.
А ведь именно борьба с коррупцией объявлена президентом России Дмитрием Медведевым приоритетным направлением. Более того, совсем недавно господин Медведев заявил, что «коррупция – это враг номер один» России. Согласно последнему отчету международной организации Transparency International, в рейтинге коррумпированности Россия заняла 147-е место из 180. То есть Россия является более коррумпированным государством, чем Ливия, Гондурас и Руанда. Осознавая эту проблему, Дмитрий Медведев подписал план по борьбе с коррупцией в июле этого года, а в прошлую пятницу Госдума приняла в первом чтении пакет антикоррупционных законодательных поправок.
Как же предлагают нам российские законодатели и Дмитрий Медведев одолеть «врага номер один»? Например, новый закон будет обязывать госслужащих и членов их семей декларировать сведения об их дохода и имуществе, которым они владеют. При этом в понятие «родственники госслужащего» входят только его супруга/супруг и несовершеннолетние дети, тогда как отец, мать, совершеннолетние дети, братья, сестры и прочие родственники контролю подвергаться не будут. Кроме того, сведения о доходах и имуществе госслужащего будут доступны только ограниченному кругу бюрократов, но не всему российскому обществу. Еще на один недостаток новых антикоррупционных поправок указала вице-спикер Госдумы Надежда Герасимова. Ее беспокоит, что закон обязывает каждого государственного или муниципального служащего, ставшего свидетелем коррупционных действий своего коллеги, уведомить об этом своего руководителя. По мнению Герасимовой, "эта норма закона может впоследствии оказаться банальным инструментом для сведения счетов с неугодными людьми, тем более, что нигде не оговорена мера ответственности человека, заведомо оклеветавшего кого-то". Недостатки и пробелы законодательной инициативы Дмитрия Медведева можно продолжать до бесконечности, поскольку все это в лучшем случае напоминает косметический ремонт в насквозь прогнившем здании. Тогда как для эффективной борьбы с коррупцией нужна фундаментальная перестройка всей системы управления в России.
Необходимо реальное разделение властей, в котором невозможно существование ни «басманного правосудия», ни ручного парламента. Должны функционировать несколько конкурирующих между собой партий, которые будут использовать промахи друг друга для победы на настоящих выборах. Нужны независимые СМИ, которые будут информировать избирателей о коррумпированных чиновниках, не боясь, что их закроют, а их журналистов уволят или убьют. Готовы ли к таким переменам президент Медведев и премьер Путин? Думаю, что нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции