Круглый стол на тему: "Социальная ответственность бизнеса и развитие донорского движения в РФ" состоялся в Российском агентстве международной информации «РИА Новости» в среду, 10 декабря. В дискуссии приняли участие руководитель Федерального медико-биологического агентства Владимир Уйба, а так же представители крупных российских коммерческих компаний и госпредприятий: Сбербанк, ВТБ-24, «Росстрой», ФГУП «Почта России».
По словам Владимира Уйбы, результаты социологического опроса, проведенного по заказу ФМБА России, демонстрируют крайне тревожную тенденцию. Одной из главных причин по которым люди отказываются от донорства, состоит в том, что кадровая политика предприятий в отношении донорства часто является, мягко говоря, недружественной. «Я не пойду сдавать кровь, потому что не могу», - одно из самых популярных объяснений отказа от включения в донорское движение. До 30% респондентов отметили, что они пошли бы в доноры, относись по-другому к этой проблеме их руководитель.
Многие работодатели неохотно предоставляют донорам положенные за кроводачу отгулы (которые можно по желанию донора присоединять к основному отпуску), игнорируют просьбы станций переливания крови о проведении выездных донорских акций на предприятиях. При этом, как особо отметил Владимир Уйба, «кровь – это не медикамент, ее нельзя купить в аптеке».
Потребность в крови и ее компонентах в Росси на сегодняшний день крайне велика, и сравнима с вопросами обеспечения национальной безопасности. По словам Владимира Уйба, «…многие больные живут только до тех пор, пока им вводятся препараты, изготовленные из компонентов крови». Пример тому – так называемый «Фактор 8», заменяющий больным гемофилией элемент крови, отвечающий за ее свертываемость. Его получают из цельной крови путем чрезвычайно сложного биологического синтеза, а при недостатке донорской крови, его вовсе не из чего получать, «и в этом случае Россия попадает в полную зависимость от западных поставщиков препаратов крови», подчеркнул Владимир Уйба.
Вместе с тем, Владимир Уйба отметил, что в ФМБА России были разработаны проекты самых разных форм взаимоотношений с работодателями для стимулирования пропаганды и организации донорства. Начиная от «моральных поощрений» в виде благодарностей и почетных дипломов от первых лиц государства, и заканчивая попыткой «обсчета и монетизации» условных налоговых льгот, которые могло бы иметь предприятие, стимулирующее донорство. Однако российская налоговая система, по словам Владимира Уйбы, имеет настолько сложный механизм, что выбрать единый образ взаимодействия с представителями малого, среднего и крупного бизнеса просто не представляется возможным.
Эту тему поддержал в своем выступлении заместитель руководителя Управления информации Сбербанка России Александр Базиян. По его словам, проблема состоит не столько в сложности системы российского налогообложения, сколько в том, предприятия разных масштабов относятся к донорству совершенно по-разному. «Если для крупного бизнеса День донора, и отгулы для некоторого количества своих сотрудников – это не проблема, да не особенная проблема, в общем-то, и для среднего, то для малого бизнеса, для предприятий, на которых работают всего по несколько человек, вопрос отвлечения кадров становится крайне актуальным».
Советник председателя ВТБ-24 Владимир Грищенко в своем выступлении отметил, что проблема донорства лежит скорее в области морали и идеологии, чем в области экономики. «И эта проблема получит свое разрешение тогда, когда все мы морально созреем для донорства», - подчеркнул Владимир Грищенко. Кстати, обоим представителям банковской системы в студенческие годы не раз довелось примерить на себя роль донора. Сейчас сомнения одолевают – если не в безопасности процедуры кроводачи, то в собственном здоровье… Но в том, что государство и бизнес должны сотрудничать в таком важном вопросе как донорство, все участники круглого стола были единодушны.