МОСКВА, 2 дек - РИА Новости, Светлана Янкина. Выставка художника-примитивиста Нико Пиросмани, который стал прототипом героя хита "Миллион алых роз" в исполнении Аллы Пугачевой, открылась в понедельник в галерее "Проун", передает корреспондент РИА Новости.
Вместе с тем, в экспозиции демонстрируется не история любви Пиросмани к певице Маргарите, а история его попадания в обойму круга авангардиста Михаила Ларионова, благодаря стараниям трех молодых художников - братьев Кирилла и Ильи Зданевич и Михаила Ле-Дантю.
Отделившийся от "Бубнового валета" Ларионов в 1912 году создал новое объединение "Ослиный хвост" и организовал одноименную радикально-авангардистскую выставку, стилистику которой специалисты называют "неофольклорным" примитивом. После вернисажа Ле-Дантю по приглашению Кирилла Зданевича, также принимавшего участие в выставке, приехал в Тифлис.
На его улицах они увидели произведения Нико Пиросмани, идеально вписывающиеся в эстетику "Ослиного хвоста", а позже нашли и самого художника, который работал буквально "за еду и ночлег", рисуя вывески, картины на клеенках и расписывая стены тифлисских духанов.
В 1913 году четыре работы Пиросмани показывались на выставке "Мишень", каталог которой представлен в уникальной экспозиции в "Проуне". Ее исключительность - в том, что в российских музейных собраниях произведений грузинского художника почти нет, и увидеть в одном месте почти 20 его работ - редкий случай.
Также в экспозицию вошли книги Ильязда (псевдоним Ильи Зданевича) о Пиросмани и рисунки Ле-Дантю и Кирилла Зданевича.
Несмотря на то, что Пиросмани благодаря своим первооткрывателям стал знаменит - статьи о нем появлялись даже в зарубежной прессе, а сам он стал членом Общества грузинских художников, живописец продолжал жить, как раньше, и скончался в нищете в 1918 году.