Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Итак, в стране, где из заблокированного оппозицией столичного аэропорта не могут вылететь тысячи туристов, военные и деловые круги уговорили правительство распустить парламент и назначить новые выборы. Одновременно там происходит множество прочих бурных событий.
Чего, однако, не происходит в Таиланде? Во-первых, там нет народных волнений из-за мирового финансового кризиса. Начались нынешние выступления оппозиции (во главе с Народным альянсом за демократию) в октябре, тогда до Таиланда кризис докатился разве что в виде испуга столичных финансистов и банкиров. Да и сейчас непонятно, есть ли кризис в Таиланде, ну, максимум – есть ожидания замедления роста экономики в следующем году. Хотя захват аэропорта как удар по туристической отрасли – это хороший способ создать проблемы стране, которая зарабатывает на туризме свой каждый десятый бат (или доллар). А если вспомнить, что именно с Таиланда начался в 1997 году локальный, «азиатский» финансовый кризис, то происходящее и подавно выглядит странно: как это так, просто внутренняя склока – и никаких причин для таковой в виде разорения миллионов от кризиса? Так не может быть. Но так есть.
Чего еще нет в Таиланде? Нет «цветной революции». Никакого вмешательства из-за рубежа в происходящие там события не ощущается. Сейчас никому не до Таиланда. Перед нами - чисто внутреннее дело. И это почти невероятно.
В последние годы теория мирового заговора как причины социальных потрясений в мире правит бал, и не без оснований. Всего год или полгода назад, например, было абсолютно ясно, что американо-европейская машина форсированной организации социальных перемен в мире работает в Азии на полную мощность. Вспомним события осени прошлого года в Бирме (Мьянме) или весенние погромы в административном центре Тибета – Лхасе. И вот опять непорядок - в очередной буддийской нации. Как не связать последнюю ниточку: это заговор, созданный далеко за пределами Таиланда.
Тем более что Азия была базой, где «цветные технологии» отрабатывались еще в 80-е годы – вспомним Филиппины в 1986 году. Это там всем стало постепенно ясно, как можно свергнуть неугодное правительство. Схема очень простая. Надо, чтобы американские или европейские неправительственные организации создали свои дочерние НПО в той или иной стране. Направили им деньги. Организовали поддержку в местных СМИ, и направили нужный информационный поток в международные СМИ, чтобы те на пару с местными «революционерами» парализовали бы волю правительства страны-мишени. А дальше надо дождаться выборов и саботировать их механизм. В том числе в виде уличных выступлений столичного среднего класса. Правительство в бессилии уходит (и неважно, кто и как голосовал на самом деле), приходит слабая власть, получает зарубежную поддержку. И все в порядке.
Ничего этого в Таиланде, повторим, нет. Есть чисто внутренняя склока. По-своему даже неинтересная зарубежному наблюдателю. Расстановка сил выглядит так: был сильный премьер, миллиардер Таксин Чиннават, который опирался на бедноту города и деревни. Его оттеснили от власти, но нынешний премьер – его родственник Сомчай Вонгсават, видимо, готовит возвращение Таксина в политику, и в целом пытается делать то же, что Таксин.
Принципиально отличной от партии власти программы у оппозиции - в лице Народного альянса за демократию - нет. Оппозиция непопулярна в стране (кроме столицы), чувствуется, что собрать большие толпы сторонников ей трудно. Поэтому «демократы» идут на крайние меры, пытаясь спровоцировать полицию и армию на силовые меры. Таиланд, нация ненасилия и компромисса, этого не любит. Полиция и военные пока на провокацию не поддаются. История с премьер-министром, которого не пускают в аэропорт из зарубежной поездки, и который не может войти в парламент или в свой кабинет, в итоге вызывает сильное недовольство. Правящая партия «Власть народа» все-таки готовит своих сторонников для массового выхода на улицы, хотя опасается драк и кровопролития. В итоге пройдут новые выборы, возможно, все-таки вернется из эмиграции Таксин, оппозиционеров каким-то образом накажут, и через года три Таиланд снова станет нормальной страной. Это – хороший вариант событий.
А вот теперь пора сказать, что в Таиланде все-таки есть. Есть там довольно характерная социальная ситуация – характерная для перемен, происходящих в традиционном, неевропейском обществе в эпоху глобализации. И за ней, в общем, стоит наблюдать, потому что большая часть обществ мира – как раз неевропейская, а кризис все-таки обостряет многие противоречия.
Кто такие таиландские оппозиционеры? Несмотря на их самоназвание – «демократы» - они мало напоминают те прозападные силы в России, или на Украине, или в Киргизии, которые обычно предназначаются зарубежными силами на роль инструмента перемен. И все же какое-то небольшое сходство есть. Это люди, живущие в основном в столице, с трудом терпящие традиционализм и инертность большей части населения собственной страны, это люди, которые хотели бы жить в несколько другом обществе. Они социально активны, а в отдельных случаях (как в Таиланде) и агрессивны, и редко склонны верить в демократические процедуры, если таковые работают против них.
То есть, по сути, эти социальные слои – продукт, одновременно, и глобализации, и собственной политической традиции.
К чему приведет развязанная ими уличная война в столице? Бангкокская «Нэйшн» намекает на «точку невозврата», которая скоро будет пройдена, и тогда начнутся трагические события. То есть, видимо, противостояние одной части общества другим его частям бесследно не проходит, и в такой стране, как Таиланд, социальная стабильность может поддерживаться только жестким режимом? Но это, в общем, и так ясно. Спросите туристов, которые хотят вылететь из осажденного толпой аэропорта, какой режим в Таиланде их на данный момент устраивает. Даже если в целом эти туристы за свободу, равенство и братство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции