Михаил Войтенко, главный редактор сетевого издания «Морской Бюллетень – Совфрахт», специально для РИА Новости.
Часть 1 читайте здесь
Поначалу сомалийское пиратство держалось каких-то рамок, не «наглело». Но именно в этом году, а точнее в весенне-летний период, сомалийское пиратство сделало качественный скачок в развитии. После громких «успехов» и отладки новой схемы получения выкупа (непосредственно на борт захваченного судна в руки пиратам, а не через посредников в других странах) стало повальным. В настоящее время, уверен, пираты полностью вышли из-под чьего бы ни было контроля и действуют совершенно самостоятельно и стихийно. Ни с кем они не связаны, разве что гнилыми нитями коррупции и подкупа. Никто ими не заправляет, и с мировым кризисом они также не связаны, они про него вряд ли и слышали.
Свое дело
Сегодня в Сомали насчитывается порядка 4-5 банд общей численностью давно за тысячу человек, но они быстро увеличиваются. Растет и количество новых банд. В этом году было захвачено 32 судна (плюс-минус пара), из них часть рыболовные, за которые больше нескольких десятков от силы сотен тысяч долларов пираты никогда не выручали.
Средний размер выкупа за последние 4 месяца составлял примерно 1,5-1,7 миллиона, в начале года он не превышал миллиона. То есть в этом году пиратский бизнес принес в страну не менее 40 миллионов долларов наличными. Для нищей Сомали, где 10 долларов - это целое состояние, эти миллионы кажутся фантастическим богатством.
Основной базой, Порт-Ройялом современности, можно смело назвать Эйл, городок на побережье Африканского Рога со стороны Индийского океана. Там вовсю идет веселая пиратская жизнь, процветают торговцы дорогими автомобилями, строители коттеджей и родители красивых девушек – когда им удобно, пираты вспоминают, что они мусульмане, и свадьбы идут беспрерывной чередой.
Сомалийский юноша, избравший в жизни «правильную» дорогу пиратства, уверенно идет по улицам Эйл с карманами, набитыми долларами, и ртом, набитым листьями наркотического растения хат – и редко какая девушка устоит перед такими чарами. Дети днем ходят в школу, а вечером играют в футбол и пиратов – невиданное дело для большей части Сомали, охваченной хаосом, анархией и то вяло, то активно текущей войной всех против всех.
Такая же картина расцвета и «мирного труда» наблюдается и в других основных пиратских гнездах, вдоль побережья Сомали со стороны Индийского океана и Аденского залива. Пиратство, как видим, чем дальше тем больше становится одной из важнейших экономических и социальных составляющих в жизни страны и народа.
Пиратский джекпот - что это?
Многие поспешили признать джекпотом захваченный пиратами супертанкер Sirius Star, а между тем, это совершенно неверно. Истинный свой джекпот они еще никогда не срывали, но упорно к нему стремятся.
Пиратский джекпот - это контейнеровозы. Представьте океанский контейнеровоз с 5-6 и более, до 12 тысяч контейнеров на борту. Не просто контейнеров, а контейнеров, груженых товарами широкого спроса азиатского производства – то есть всего того, что мы видим на прилавках и сельских магазинчиков, и гигантских столичных супермаркетов. От новогодней пиротехники и стирального порошка до дорогих и очень дорогих предметов роскоши, предназначенных для лучших бутиков европейских столиц.
Грузы на борту такого контейнеровоза оцениваются в сотни миллионов долларов, а если это мега-контейнеровоз с 10 и более тысяч контейнеров на борту, - далеко за миллиард долларов. Это вам не нефть, которую в Сомали невозможно выгрузить и тем более продать, не сталь в рулонах, не руда или уголь.
Это товары, которые можно вручную растащить и частью переправить в соседние страны, где есть хоть какая-то инфраструктура, а уж оттуда продать на черном рынке. Представили? Пираты давно уже это себе представили, и охотятся в первую очередь (начиная с этого года, когда они окончательно обнаглели) именно за контейнеровозами.
К счастью, контейнеровозы, особенно океанские, являются и самыми трудными для захвата, из-за своих огромных размеров и самой большой среди грузовых судов скорости (под сорок км/час, чем не всякий военный корабль может похвастаться). Но захват супертанкера Sirius Star показал, что возможно все, а потому если пиратство не обуздают в ближайшее время, контейнеровоз все-таки будет захвачен. Шуму, поверьте, будет больше, чем от всех прочих захватов вместе взятых, в том числе и самых громких, супертанкера Sirius Star и теплохода Faina с военной техникой.
Как бороться с пиратами?
Как бороться с пиратами - конкретно, технически, физически? Частый вопрос – а может, не платить им выкуп? Расстреляют пару экипажей, да и успокоятся? Для тех, кто хоть немного в теме, очевидны полнейшие несостоятельность такой позиции применительно к пиратству, тем более международному, и постоянному (не разовому) захвату судов.
Во-первых, страны не смогут так уж жестко пресекать все торги и попытки передать пиратам выкуп, и судовладелец всегда найдет способ перегнать деньги, обналичить их и доставить затем в нужное место.
Во-вторых, почти каждое захваченное судно - это мешанина из флага, владельца, оператора, крюинга и кучи гражданств членов экипажа. Какой-либо конкретной ответственной страны нет – ни за то, чтобы пресечь выкуп, ни за то, чтобы помочь спасти людей и судно.
В-третьих, суда будут похищать все равно. Сомалийцы наладят каналы и научатся сбывать грузы судов, их оборудование, возможно, и некоторые суда целиком. Как рачительные хозяева, пираты не станут убивать экипаж, несмотря на требования мировой общественности – мол, да стрельните вы пару экипажей, и поймите, что нет смысла, и вместо пиратства займитесь рыболовством. Не займутся. Они свезут моряков на берег, и будут торговать ими поштучно. 10-20 тысяч за голову, это тоже деньги. Родственники мьянмарцев или филиппинцев такие деньги может, и не соберут, а вот те же россияне или украинцы, не говоря про западноевропейцев, вытянут.
Есть и другие идеи - по силовому освобождению захваченных судов. Этот номер также не пройдет по двум главным причинам. Первая – силовое освобождение гарантирует гибель части или даже всего экипажа. Вторая – это все та же космополитичность мирового судоходства. Крайне мало судов, где и флаг, и владелец, и экипаж относятся к одной стране. Большинство – смесь. Возникает законный вопрос, какое именно государство возьмет на себя ответственность за силовой захват, и как к этому отнесутся другие государства. Менталитет-то разный – так, если например российский спецназ освободит судно и не постоит, как говорится, за ценой, то российское общество посчитает это освобождение победой и тем больше будет радоваться, чем больше накосят супостатов. Если при этом погибнет часть экипажа или весь целиком, общественность ничуть не огорчится. Но у большинства стран менталитет немного другой, и для них победой является только один вариант – сохранение жизней всех пленников, а это почти невозможно. Все прочее – поражение. Спрашивается, какое государство согласится или освобождать судно своими силами, или разрешить освобождение силам другого? Кроме того, не будем забывать о моряках – как нетрудно догадаться, они с большим любопытством будут наблюдать за героическим спецназом, и если увидят, что освобождают в основном трупы, то сделают выводы и просто начнут списываться с судов, направляющихся в регион.
Получается, что никаких механизмов решения проблем такого рода нет вообще. Ни у Международной Морской Организации, ни у ООН, ни у ЕС, ни у отдельно взятого государства. Сомалийское пиратство - достаточно ограниченная временем и пространством проблема, и создавать под нее особые механизмы глупо. Но речь не о создании чего-то специально для помощи попавшим в пиратский плен. Самое неприятное из сомалийского опыта - это даже не отказ в помощи со стороны данного государства или сообщества стран в непредвиденной ситуации, а отсутствие у них реакции, отсутствие технологии решения нестандартных проблем и желания как-то на эти проблемы реагировать.
Но вот вроде зашевелилась мировая общественность, поняв, что угроза нависла не только над судовладельцами, но над всей экономикой, в том числе каждой страны. В Аденском заливе уже сконцентрировано более 20 военных кораблей различных стран, в том числе стран НАТО. Если и есть планы координации действий этих кораблей, то пока о них ничего не известно. Но не надо быть Нельсоном, чтобы понять, что есть всего три способа противодействия пиратам в заливе.
Окончание следует
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции