Губернатор Псковской области Михаил Кузнецов и руководитель Федерального дорожного агентства России Олег Белозеров подписали соглашение о реализации трехлетней программы ремонта федеральных трасс, проходящих по территории области. Документ подписан в рамках ФЦП модернизации транспортной системы России, направленной, в том числе, на развитие международных транспортных коридоров. О развитии дорожного хозяйства региона Михаил Кузнецов рассказал в интервью РИА Новости:
- Михаил Варфоломеевич, какое значение для Псковской области имеет это соглашение?
- Для Псковской области хорошее состояние дорожной сети стоит в списке приоритетов на более высоком месте, чем в соседних регионах. Это объясняется нашим географическим положением. Многие экономические процессы в области связаны с транзитом грузов: 12% всего автомобильного потока в РФ из-за рубежа идет именно через Псковщину. Более того, за последние годы этот показатель растет гораздо динамичнее, чем внутриобластные перевозки. Сегодня доля внутриобластных перевозок составляет порядка 30-35%. Все остальное – транзит, причем половина приходится на международный транзит.
Мы тратим на содержание дорог 16% собственных доходов, в то время как Ленинградская и Новгородская области - от 4 до 8%. Поэтому мы вдвойне заинтересованы в том, чтобы федеральные трассы были в нормальном состоянии.
- Считается, что состояние федеральных трасс в Псковской области в настоящее время уступает качеству дорог областного подчинения…
- В 2003 году было принято решение разделить все дороги на трассы федерального и регионального значения, причем разделить не только по значению, но и по уровню ответственности за их содержание. За региональные дороги начали отвечать субъекты Федерации, а за федеральные – государство. До этого регионам просто выделялись деньги, а областные власти самостоятельно принимали решения по ремонту. К 2003-2004 годам федеральные трассы у нас были в лучшем состоянии, чем региональные, так как на них тратилось больше средств.
После того как эти трассы вместе с деньгами на содержание «ушли» на федеральный уровень, в регионах, и Псковская область здесь не исключение, столкнулись с тем, что объемы ремонтных работ по федеральным трассам упали. Но, несмотря на все сложности, по мнению экспертов, в Псковской области эти дороги - одни из лучших в стране.
Замечу, что областная администрация разработала специальную процедуру определения приоритетов в поддержании дорог в хорошем состоянии. Например, в 2008 году приняты решения по капремонту дорог областной сети. Мы провели исследование почти двух тысяч километров дорожного покрытия, оценили все дефекты в баллах и те дороги, которые набрали большее количество баллов, приняли решение ремонтировать. Может быть, эта система не идеальна, так как находится на стадии формирования, но она, по крайней мере, объективна. Решение о реконструкции того или иного участка принимается не потому, что глава района мне позвонил и попросил, а потому что дорога в этом районе объективно плохая. Подобная работа на федеральном уровне сделана не была, поэтому мы предприняли ряд мер для того, чтобы убедить федеральное руководство в необходимости пересмотра отношения к дорогам в Псковской области.
Какое-то время области хватало старого запаса прочности дорог, но в конце 2007 - начале 2008 года он был исчерпан. Стало понятно, что без серьезного увеличения объемов работ на федеральных трассах дорожная сеть просто не выживет. В связи с этим администрация вышла на федеральные органы с предложением: либо взять на свое обслуживание около 800 километров дорог, по которым идет транзитный поток, либо увеличить нам субвенции на их содержание. Наша попытка оказалась успешной. Федеральное агентство дорожного хозяйства совместно с областными специалистами разработало план ремонта федеральных дорог в Псковской области до 2011 года.
- Каковы основные параметры этого плана?
- Всего в течение 2009-2011 годов будет отремонтировано 80% федеральных трасс, проходящих по территории Псковской области, или порядка 500 километров. На эти цели до 2011 года из федерального бюджета будет выделено свыше двух миллиардов рублей. Кроме того, значительно увеличатся субвенции Федерального дорожного агентства на содержание региональных дорог.
В 2009 году большая часть запланированных работ будет производиться на магистрали М-20 по маршруту Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель до границы с Белоруссией, поскольку на этой дороге наибольшая интенсивность движения и на сегодняшний день участок трассы между Опочкой и Пустошкой является самым проблемным. Здесь планируется отремонтировать порядка 150 километров дорожного полотна. В 2010-2011 годах объем ремонтных работ еще вырастет. Для сравнения, в 2006 – 2007 годах объем выполненных работ составлял всего 20-30 километров в год. Предстоит, как видите, масштабный ремонт, который сразу же даст эффект.
Если все будет сделано, у нас хватит денег, чтобы содержать в приличном состоянии и региональную дорожную сеть и тогда к 2011 году проблема состояния дорожного покрытия будет решена.