Бесик Пипия, обозреватель РИА Новости (Тбилиси).
Президент России Дмитрий Медведев заявил недавно в США, что готов восстанавливать отношения с Грузией, но не с режимом Саакашвили. И следом прозвучало заявление лидера грузинских лейбористов Шалвы Нателашвили о начале переговоров с политическими кругами России с целью «достижения территориальной целостности, торгово-экономических отношений и безвизового сообщения».
Некоторые подумали, что Кремль сделал ставку на Шалву Нателашвили, известного еще как самого жесткого оппонента действующему президенту Саакашвили. Чтобы получить ответы на возникшие в обществе вопросы, обозреватель РИА Новости в Тбилиси отправился в офис Лейбористской партии. Шалва Нателашвили, встретив автора этих строк, сообщил: «Ваш приход в этот офис зафиксирован одновременно несколькими видеокамерами - разведки, контрразведки, военной разведки и телекомпании Рустави-2».
- Батоно Шалва, вы в этом уверены?
- О да, конечно. Камеры установлены напротив в здании с вывеской «Центр подготовки абитуриентов». Именно оттуда были засняты кадры визита в наш партийный офис в 2005 году российских дипломатов и подана грузинскими спецслужбами на телеканалах во время ноябрьских событий в прошлом году как тайная встреча агента Москвы, то бишь меня, со своими покровителями. Под нашими окнами часами в ожидании пассажиров в кавычках стоят разные такси, за нами наблюдают из машин скорой помощи, пожарной машины и даже из спецмашин для ремонта контактных сетей, но, заметьте, на нашей улице ни троллейбусные линии не проходят, ни трамвайные пути не проложены.
- Раз так пристально следят, значит, представляете опасность для власть предержащих. Вот недавно вас назвали человеком, являющимся проводником интересов России в Грузии в ущерб интересов своей родины. Поводом послужило то, что вы почти одновременно с российским президентом заявили о восстановлении российско-грузинских отношений, но без участия Саакашвили. Представитель парламентского большинства, председатель комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе назвал руководимую вами партию «филиалом» России в Грузии.
- Не было эксклюзивом недавнее заявление российского президента в Вашингтоне о том, что не будут вестись разговоры с Саакашвили и это является той «красной линией», за которую нельзя переходить. Подобные заявления из уст Дмитрия Медведева и Сергея Лаврова звучали еще во время кровопролития в августе. Что касается заявления Таргамадзе, то мы не вступаем в полемику с такими безликими лицами. Потому страна и лишилась территорий, что такой человек руководит проблемами безопасности.
- Говорят, что вас завербовали, когда вы жили и работали в Москве. Расскажите, если не тайна, зачем туда поехали и чем там занимались?
- Я родился в Советском Союзе. И все граждане страны ездили в свою столицу - кто в командировку, кто за покупками, кто знакомиться с достопримечательностями. А я поехал на учебу. На общих основаниях, пройдя сложнейший конкурс, поступил в аспирантуру Дипломатической академии МИД СССР. Моим руководителем был прекрасный человек Александр Пирадов, в прошлом посол СССР в ООН и зять бывшего министра иностранных дел Советского Союза Андрея Громыко. Я четыре года учился в Москве, но заочно, поэтому я там не жил и не работал. А если бы работал, то этим тоже гордился бы. По такой же логике я могу быть и агентом Америки, потому что окончил полный курс Программы лидеров государственного департамента США и еще являюсь почетным послом штата Луизиана.
- Какова ваша оценка августовских событий?
- Если судить по грузинским средствам массовой информации, то Грузия выиграла войну. Если бы в Германии был телеканал Рустави-2, то люди до сих пор бы думали, что Гитлер победил во Второй мировой войне. В самом деле, мы проиграли не только войну, но и страну. Мы потеряли часть своих исконных земель. И власти ведут себя так, как будто ничего не произошло. Министр обороны остался на месте, министр внутренних дел на месте, министр иностранных дел на месте. Правда, после войны поменяли министра культуры. Видимо, он не правильно планировал военные операции.
Крайним нашли еще Сталина и решили убрать его памятник на его родине в городе Гори. А Сталин войны не проигрывал, да при нем и Абхазия, и Южная Осетия находились в составе Грузии. Затем набросились на русских писателей: ряд политиков и общественных деятелей обратился в тбилисскую мэрию с предложением сменить названия улиц, которые так или и иначе связаны с Россией. Это ни что иное, как шизоидные замашки властей, потерявших равновесие.
- Иногда с телеэкранов приходится слышать предположения о том, что возвращение Россией потерянных территорий может грозить ей самой распадом…
- Ослабление России и тем более ее разрушение будет означать дальнейшее разрушение Грузии. Чтобы это понимать, не нужно быть большим политиком. Представьте себе, если, не дай Бог, развалится Россия, ядерная страна, что будет с нами? Просто не останется места для Грузии на политической карте. Кто будет сдерживать нашествия на нашу страну, что было не раз в истории? Для нашего спасения сильная единая Россия является необходимой действительностью.
- Батоно Шалва, как вы считаете, Абхазия и Южная Осетия потеряны окончательно?
- На сегодняшний день они потеряны, потому что признаны де-юре. Но мы никогда не сможем свыкнуться с этой мыслью. Первое заявление нашей партии сразу после августовских событий заключалось в том, чтобы американская администрация и Россия отказались одновременно от признания Косово, которое было преступным решением, и от признания Абхазии и Южной Осетии. Мы будем продолжать работу, потому что безвыходных ситуаций в жизни не бывает, политика меняется, взгляды, решения изменяются. Надо надеяться, что в будущем этот вопрос подлежит рассмотрению. И Германия после проигранной войны была расчленена, но потом наступило время объединения. Мы будем надеяться, Грузия восстановит свою территориальную целостность гораздо быстрее, чем пришлось ожидать Германии.
- Некоторые наблюдатели полагают, что не было бы ни войны и ни соответственно потери территорий, если бы Грузия получила дорожную карту в НАТО на апрельском саммите североатлантического альянса в Бухаресте.
- Грузия могла получить план действий по вступлению в НАТО только в одном случае: если бы Саакашвили сумел сфальсифицировать итоги голосования на саммите в Бухаресте. Но он способен дурить только собственный народ. Мы не получим дорожную карту в НАТО и сейчас, в декабре, но что очевидно - мы уже получили дорожную карту в тундру.
- Батоно Шалва, во всех бедах Грузии вы обвиняете главу грузинского государства. С первого дня прихода к власти Михаила Саакашвили вы чуть ли не каждодневно требуете его отставки с поста президента Грузии. Тут вспоминается восточная поговорка «Собаки лают, ветер носит, а караван идет».
- Караван как минимум уже не идет. Действительно, сразу после «розовой» революции мы стали говорить, что этот парень неуравновешенный, и он погубит страну. Нам не верили, говорили, что Нателашвили завидует ему, поэтому так о нем отзывается.
Если посмотреть трезво на происходящие вокруг события, мы стали жертвой международного эксперимента администрации Джорджа Буша, целью которой было неоколониальное освоение постсоветского пространства. В их намерениях, завуалированных под расширение и продвижение демократии, скрывались энергетические интересы. Первой жертвой этого процесса стала Югославия, второй была Грузия, третьей Украина, затем Узбекистан и Киргизия, правда, там планы провалились, в списках значились и Минск, и Ереван, и Баку, и даже Москва, где намеревались осуществить то ли березовую, то ли хвойную революцию.
А в Грузии компания в лице Шеварднадзе, Саакашвили, Жвания, Бурджанадзе поддержала эксперимент американской администрации. Они американцам говорили: приходите к нам, господствуйте, экспортируйте ваши ценности, но только когда мы будем захватывать власть, говорите, что выборы в целом были демократичными. И начиная с 1995 года, все выборы в Грузии бессовестно фальсифицировались, а западные наблюдатели выносили вердикты типа «Несмотря на отдельные недостатки, выборы в целом прошли демократическим путем». Выступали с объяснениями, что сразу идеальная демократия не строится, что это длительный процесс. Но для того, чтобы честно произвести подсчет голосов на выборах, никакой процесс не нужен. Для этого нужна совесть, которую не имеют ни грузинские правители, ни их заокеанские покровители.
Осенью прошлого года грузинский народ инстинктивно ощутил, что посланный нам Сатаной Саакашвили нанесет стране разрушительный удар, если продолжит президентствовать. Чтобы призвать его добровольно уйти в отставку, перед парламентом Грузии собрались 200 тысяч человек. И вместо того, чтобы выслушать претензии людей, этот «химический Миша» по аналогии «химического Али», который в Ираке травил людей газом, отдал приказ как верховный главнокомандующий применить против собственного народа химическое оружие, резиновые пули, психотропное оружие, которое вызывает депрессию, панику и может отразиться на здоровье людей в будущем. Но иного мы и не ждали от этого убийцы.
- Насколько я помню, люди не погибали во время ноябрьских событий прошлого года.
- Но Саакашвили убивал людей до и после ноябрьских событий. На его совести жизни безжалостно расстрелянных парней Сандро Гвиргвлиани, Буты Робакидзе, Зуры Вазагашвили. Саакашвили убил премьер-министра Грузии Зураба Жвания.
- Как убил, взял пистолет и прямо выстрелил в него?
- Говорят, что Саакашвили находился в том помещении, когда застрелили Жвания.
- Кто говорит?
- Человек, который там присутствовал, сейчас он находится в эмиграции.
- А куда подевалась огнестрельная рана?
- По нашим данным, рану замазали расплавленным парафином.
- А за что убили, тоже знаете?
- Конечно. Во время дележа барышей от продажи Грузинского морского пароходства произошла ссора, которая завершилась пальбой. Кому достались деньги, а долю Зурабу Жвания выдали в виде свинцовой пули. Власти затем разыграли целый спектакль, как премьер-министр отравился от вредных выбросов газовой отопительной печи. Чтобы замести следы преступления, на второй день был убит многое знавший сотрудник аппарата Зураба Жвания. Несколько позднее руководитель бюро судебно-медицинской экспертизы Кистаури был расстрелян человеком, который впоследствии «совершил самоубийство».
Инцидент с брошенной гранатой во время визита в Грузию президента США Джорджа Буша был запланирован властями Грузии. Это была имитация террористического акта, осуществленная грузинскими спецслужбами, которая ставила целью получение большей военной помощи для борьбы с терроризмом и повышение имиджа Саакашвили, чтобы его имя чаще упоминалось вместе с именем президента Буша, как пострадавшего от теракта и борца за демократию.
Бадри Патаркацишвили также был убит по приказу Саакашвили спецслужбами Грузии с помощью одной из зарубежных спецслужб. Потому что примененный для лишения его жизни препарат, который незаметно вызывает остановку сердца, не имеется в арсенале грузинских спецслужб.
- И как это ядовитое вещество применяют: подбрасывают в чай, растворяют в коньяке?
- Смертельное отравление может наступать как от приема отравленных продуктов питания, так и от рукопожатия или поцелуя с зараженным человеком.
- А у самого носителя смертельного вируса не случается инфаркт?
- Нет, потому что его организм заранее обработан антидотом – таким противоядием, прекращающим действие яда на организм.
- Батоно Шалва, страшно вас слушать…
- Заключение по поводу смерти Бадри Патаркацишвили Скотланд-Ярд пока не опубликовал, но есть надежда, что документ появится на свет после ухода из Белого дома Джорджа Буша. Недавно я написал письмо в штаб-квартиру полиции Большого Лондона, в котором рассказал о случае, происшедшем со мной и Бадри Патаркацишвили. Чтобы помочь следствию в установлении причин гибели бизнесмена.
- А можно узнать, что произошло с вами и Бадри Патаркацишвили?
- Я об этом еще нигде публично не говорил, но, думаю, РИА Новости не помешает следствию публикацией этой истории. А произошло вот что. Два года назад мне позвонил Бадри Патаркацишвили и пригласил в свой дворец. Расположились мы в садике, он интересовался перспективами избрания его персоны на пост мэра Тбилиси и моим мнением на этот счет. Принесли нам кофе, на стол поставили вазу с фруктами. Я выпил кофе, к фруктам не притронулся. Он обратил на это внимание и сказал: «Шалва, почему не ешь фрукты, что, мне не доверяешь?» Я ответил, желаю себе, чтобы большего врага, чем ты, у меня в жизни не было. Когда он провожал меня до машины, вдруг спросил меня: «Шалва, у тебя есть охрана?» Я ответил, что официальной с оружием нет, а вот свои ребята-партийцы охраняют. Бадри Патаркацишвили далее сказал: «Знаешь, почему я поставил этот вопрос? Я финансирую некоторых высших чиновников в спецслужбах Грузии и оттуда получаю разную информацию. Вот недавно мне сказали, что Саакашвили отдал распоряжение о том, чтобы отравить и тебя, и меня. Так что будь осторожнее».
После выборов президента Грузии, это было в январе 2008 года, я почувствовал себя неважно. Когда поднимался по лестнице, участилось сердцебиение и появились боли в области грудной клетки. Сняли кардиограмму, говорят предынфарктное состояние. Отправили в Вену, сделали коронографию, обнаружили разрыв левой коронарной артерии сердца и срочно в течение двух часов прооперировали. Врачи сообщили мне, что причиной разрыва артерии могли быть стресс или попадание в организм химического вещества. Стрессы исключаю, я живу с ними и устойчив к ним.
Перед операцией, когда я находился в номере гостиницы, мне позвонил Бадри Патаркацишвили и сказал: «Почему ты не послушался меня, я же предупреждал, что они собираются это делать. После обследования приезжай ко мне в Лондон, либо я пришлю к тебе человека, и расскажи ему, что произошло». Я поблагодарил его за внимание. Через несколько дней после моей операции получаю весть, что Бадри Патаркацишвили умер в своем доме в Лондоне. Умер внезапно с теми же симптомами, что были у меня.
- А почему вы не вняли совету Бадри Патаркацишвили быть осторожнее?
- В Грузии шла предвыборная компания, я встречался с тысячами, десятками тысяч своих избирателей. Они пожимали мне руки, обнимали, можно ли было здесь себя обезопасить. Хорошо, что не рискнули подослать ко мне террористку-смертницу с гирляндой цветов, начиненной бомбой.
- Батоно Шалва, как вы себя чувствуете после перенесенной операции на сердце?
- Чувствую себя великолепно, сердце работает, как космический двигатель, ежедневно занимаюсь спортом, пробегаю по три километра. Так что, как говорят в России, не дождутся! И людям с собачьим сердцем никогда не удастся запугать мое сердце, потому что оно человеческое и ничем не запятнанное.