Анатолий Королев, писатель, член русского Пен-Центра, специально для РИА-Новости
Сто лет назад 23 ноября 1908 года в семье киевского актера эстрады Николая Носова родился сын, которого тоже назвали Николаем, и который когда вырос, стал самым знаменитым детским писателем в советской стране. Кто не знает имя Николай Носов! Кто не читал его уморительные истории, про живую шляпу, которая так напугала мальчишек, что они принялись закидывать шляпу картошкой, пока та не мяукнула. Под шляпой оказался котенок. Или история про то, как мальчишки варили Мишкину кашу, и уже не знали, как распихать по тарелкам растущую манную гору, а приключения Незнайки в стране коротышек!… одним словом, удивительный перечень замечательных историй.
Русская классическая литература долгое время чуралась детской аудитории, и во времена, когда Носов был маленьким, русским детям читали уютные сказки о судьбе деревянной куклы Пиноккио итальянца Карло Коллоди, или историю Маленького лорда Фаунтлероя американки Френсис Бернетт … новая власть объявила литературу для детей более важной, чем взрослую, потому что не желала баюкать, а хотела воспитать поколение образцовых пионеров и школьников, влюбленных в социальные перемены. Это политическое решение и породило феномен советской детской литературы. Как из-под земли возникли невиданные прежде журналы для детей: «Мурзилка», «Затейник», «Ёж», «Костёр», «Пионер», в которых и были напечатаны первые шедевры воспитательной литературы: «Мойдодыр» Чуковского о пользе чистых рук, «Мистер-Твистер» Маршака о том, как гадок американский миллионер, «Что такое хорошо… » Маяковского о том, как хорошо быть правильным как все, и как плохо быть гадким и нехорошим.
Николай Носов не сразу вписался в этот слаженный хор мастеров.
Замкнутый (да, да!), нелюдимый и одинокий юноша долго искал свое признание то, мечтая стать Паганини, то великим химиком. Но терпения на долгий бег Носову не хватало. Брошена скрипка. Забыт учебник по химии. Он еще не знает, что он спринтер, а не марафонец, что его формат – зарисовка, короткая история, случай, эпизод, что в душе он самый настоящий коротышка.
Итак, подав документы для поступления в киевский Политехнический институт, Носов «перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный институт. Окончил же московский Институт кинематографии». Так напишет сам писатель в своей биографии «Тайна на дне колодца».
Кино, точнее мультипликация и приучила темперамент художника к короткой, яркой и выразительной вспышке-картинке. Одним словом, как писатель Носов практически созрел в анимации, не хватало только случая, чтобы прорезался счастливый дар рассказчика. И вот звезды сошлись: у него родился сын, который с ревом потребовал в самом необъятном количестве всяких выдумок и историй, которые отец и принялся сочинять с большим удовольствием. Этот устный старт – на дистанции от уст до уха ребенка - и сделал его прозу лаконичной, стремительной и ёмкой. Кроме того, в самом писателе жил мальчишка. Уже став дедом, Николай Носов запускал на пару с внуком кораблики в ванной, лепил матросов из пластилина или конструировал большой аквариум в центре комнаты. Правда у него все валилось из рук: кораблики тонули, а аквариум настолько прилип к полу, что его так и оставили в центре комнаты, накрыв досками и постелив сверху скатерть.
Это будет стол! Решил незадачливый конструктор.
В этой житейской истории просвечивает милый мир носовских персонажей, среди которых полным-полно всяких неумех, горе-техников, и путаников. В бравую советскую литературу героев, летчиков и тимуровцев Николай Носов привел за собой веселую стайку лоботрясов, обаятельных двоечников и лодырей типа Вити Малеева, который предпочитал пропускать уроки и притворяться больным, чем учиться на «хорошо» и «отлично». Повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1954) между тем получила Государственную премию и отчасти именно от этой даты нужно вести отчет послесталинской эпохи.
Носов первым показал Сталину нос.
Носов протаранил правильную детскую литературу, которая благополучно утонула в пруду с лягушками, как затонула легендарная самодельная подводная лодка «Архимед» Вовки Грушина». Вот где исток невероятной популярности Носова. Он не пустил в свои рассказы ни грамма патетики, ни капли героизма, хотя сам воевал, имел военные награды, создавал фильмы инструкции: как обезвредить зажигательную бомбу и прочие наглядные кинопособия. В стране победивших образцов и примеров он создал свою республику разгильдяев и озорников, шалунов и оболтусов, которые с наслаждением разобрали по винтикам идеологическую махину воспитания. Так разобрали телефон юные бедокуры из одного его же рассказа.
К тому времени неожиданно выяснилось, что по количеству переводов на другие языки книжки Носова входят в тройку самых переводимых русских книг в мире.
Каждую публикацию Носова сопровождал читательский ажиотаж.
И сегодня он по-прежнему в первых строчках отечественного рейтинга. Кульминацией же всего творчества Николая Носова стала трилогия о приключениях Незнайки: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в солнечном городе» (1958), и «Незнайка на Луне» (1965).
По признанию самого писателя создать вымышленную страну коротышек, ростом с огурец, его вроде бы надоумила книга Анны Хвольсон «Царство малюток». Но уж больно скучна эта вымученная сказка, так что позволим обратить внимание на более яркие имена. Первый среди них это, конечно же, великий Свифт, который придумал своих лилипутов и Лилипутию, а второй, пожалуй, гениальный аниматор Уолт Дисней, который создавал целую империю забавных зверушек во главе с Микки-Маусом как раз в те годы, когда кинорежиссер и художник Носов работал мультипликатором в кино.
Тут Носову удалось невероятное: он создал фигуру, которая стала нашим национальным брендом. У Америки Микки-Маус, а у нас Незнайка. Сорванец в исполинской ярко-голубой шляпе в канареечных брюках и оранжевой рубашке с зеленым галстуком. Ни дать не взять самый настоящий стиляга! А стилягам, модникам, поклонникам джаза в ту пору была объявлена идеологическая война: «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!» Журнал «Крокодил» чуть ли не в каждом номере пожирал очередную порцию этих ярких заграничных калош (стиляг).
И вот надо же! Стиляжка, фантазер, хвастун, озорник, забияка и непоседа Незнайка стал самым знаменитым коротышкой не только в стране коротышек, но и во всей советской державе правильных винтиков. Роль Незнайки в контррвоспитании подрастающего поколения до сих пор всерьез не изучена, а между тем это самый крутой ответ детского мира унылой коммунистической суггестии.
При всем уважении к создателю Чебурашки, замечу, что милый ушастик Чебурашка все-таки русский вариант все того же ушатого Микки-Мауса, а вот другого такого героя как Незнайка в мире больше нет. Кстати, это хорошо почувствовала компания «Русское золото», которая вложила в 1996 несколько миллионов долларов в съёмки первого российского полнометражного анимационного фильма о приключениях знаменитого озорника.
Между тем в трилогии о коротышках, создавших страну счастья, писатель отразил вполне взрослую историю о другой стране, винтиков, шпунтиков, которая так никогда и не смогла повзрослеть.
Сегодня когда мы отмечаем 100-летие со дня рождения Николая Николаевича Носова становится ясно, что в пантеоне русской литературы (незаметно для нас!) утвердилась еще одна великая фигура, которая на равных встала в блистательный ряд больших русских писателей. А Незнайка уже давно находится в самом блистательном ряду. Стоит только открыть энциклопедию литературных героев на букву «Н» вот он – Незнайка – между Наташей Ростовой Льва Толстого и Незнакомкой Александра Блока.… И обе держат за руки веселого шалопая, а тот вырывается.