О деятельности Международной финансовой корпорации (IFC) по развитию энергоэффективности в России рассказа в интервью корреспонденту РИА Новости Марии Князевой руководитель программы по стимулированию инвестиций в энергоснабжение Международной финансовой корпорации Майлз Стамп.
- Добрый день! Расскажите пожалуйста, почему IFC решила заняться энергоэффективностью в России?
- В настоящее время РФ является наиболее крупным рынком работы корпорации по объемам инвестиций. При этом Россия является одной из наименее энергоэффективных стран мира. Низкая энергоэффективность российской экономики – существенное препятствие для экономического роста. По данным Международного энергетического агентства, энергоемкость ВВП России в 11раз выше, чем в Германии, в 6 раз выше, чем в Канаде, в 4 раза больше, чем в Польше. Уменьшение этого разрыва означает не только прямую экономию для отдельных предприятий, но и повышение конкурентоспособности российских производителей в целом.
Россия - огромная страна со множеством предприятий, которые ежедневно расходуют значительные объемы энергии зря. Для снижения объемов загрязнения окружающей среды необходимо снижение потребления электроэнергии. Поэтому в России подобный проект особенно важен.
- То есть большинство предприятий РФ тратят энергию неэффективно – впустую?
- Да, и это касается в первую очередь малого и среднего бизнеса, хотя и крупных компаний тоже. Судя по опыту программы, многие руководители предприятий даже не представляют объемы затрачиваемой энергии и не предполагают, что их можно сократить.
Почти две трети предприятий считают недостаток свободных собственных средств основным барьером для реализации энергоэффективных проектов. Однако лишь каждое четвертое предприятие обращалось за внешним финансированием, несмотря на то, что многие банки и лизинговые компании уже предоставляют финансирование как на краткосрочный период, так и на более долгий срок (3-5 лет). 90% обратившихся за внешним финансированием предприятий благополучно его получили.
Наша задача научить российский бизнес экономить природные ресурсы, популяризировать идею сбережения энергии.
Ну и, конечно, нельзя не сказать, что данный проект является еще и бизнесом для IFC, ведь мы предоставляем средства банкам не бесплатно, а под проценты.
- В чем суть этого проекта IFC проекта?
- Наша основная задача – помочь предприятиям России модернизировать оборудование, снизить расход энергии, задумываться об эффективном использовании энергии. Хватит тратить ее, практически не взирая на последствия для окружающей среды и своего бюджета. Мы поощряем банки кредитовать проекты, направленные на снижение энергозатрат.
Наша программа состоит из двух частей – финансирования и консультирования. IFC предоставляет долгосрочные кредитные линии российским финансовым институтам, которые за счет них кредитуют предприятия. Как правило, это малый и средний бизнес. Сейчас мы работаем с 5-ю российскими банками и 1 лизинговой компанией.
Консультационная часть заключается в обучении персонала финансового института. Мы сотрудникам банка, что такое энергоэффективность, какие проекты могут быть прокредитованы за счет средств IFC и в чем их особенность.
- Каков объем уже предоставленного финансирования IFC российским банкам на кредитование проектов по повышению энергоэффективности?
- Около 150 миллионов долларов. До конца 2010 года мы планируем выдать еще как минимум 50 миллионов долларов и довести наш кредитный портфель до 200 миллионов долларов.
- Установила ли IFC общий лимит кредитования банков в РФ по этой программе?
- Нет, четкого лимита нет. Все зависит от развития проекта. К примеру. еще в прошлом году мы рассчитывали предоставить финансирование в рамках проекта до конца 2009 года в размере 100 миллионов долларов. Как видите, наши планы были значительно скорректированы.
- Сколько проектов было профинансировано с помощью средств корпорации?
- Около 60 проектов, в разных регионах страны.
- Как вы отбираете банки для проекта?
- Нам очень важно сотрудничество с кредитными учреждениями, имеющими разветвленную сеть отделений, чтобы можно было охватить как можно больше предприятий.
Также важно, чтобы банк занимал лидирующие позиции в регионе своего присутствия.
Особое внимание уделяется клиентской базе: мы смотрим на наличие среди постоянных клиентов банка промышленных предприятий любого масштаба, а также характер сделок с ними. Необходимо, чтобы банк был известен и обладал хорошей репутацией среди нынешних и потенциальных клиентов программы.
Мы также хотим активно сотрудничать с банками федерального значения, имеющих офисы по всей России. Как раз в этом году к программе присоединились сразу два таких финансовых института: МДМ-Банк и УРСА Банк.
- Расскажите об условиях кредитов для финансовых институтов.
- Мы предоставляем средства банкам на рыночных условиях, учитывая качества банка, как заемщика: устойчивость баланса, региональную принадлежность, его размер. Кроме того, мы сотрудничаем лишь с теми банками, которые обладают опытом корпоративного кредитования, предоставления займов на модернизацию производства, на закупку нового оборудования. Окончательное одобрение кредитов финансовым институтам происходит в нашем головном офисе в Вашингтоне.
- Как банки определяют – подходит проект под программу или нет? Они специально ищут клиентов, которые потенциально могли бы взять у них такие кредиты?
- Мы передаем банку специально разработанную нами методику оценки проектов – так называемый «калькулятор энергоэффективности». Когда, например, клиент обращается в банк за кредитом на покупку нового оборудования, сотрудник банка с помощью нашего «калькулятора» оценивает удельное снижение энергозатрат и рентабельность за счет энергосбережения. Если эти цифры соответствуют утвержденным нами для банка критериям, банк может финансировать проект. Таким образом, банк может предлагать данный продукт всем своим клиентам: как существующим, так и потенциальным.
- Как IFC следит за тем, что выданные ею средства по данной программе идут именно на повышение эффективности использования энергии?
- Мы видим все готовящиеся сделки, поскольку считаем по ним удельное снижение энергозатрат и рентабельность за счет энергосбережения, а также снижение выбросов СО2. Кроме того каждый банк регулярно отчитывается перед нами уже после выдачи кредитов по специальной форме отчетности, предусмотренной нашим с банком договором.
- Ваш проект сейчас реализуется в Европейской части РФ, Южном федеральном округе, на Урале. Какие регионы в первую очередь вы хотели бы еще освоить?
- Это Сибирь и Дальний Восток – два перспективных с экономической точки зрения региона, потребляющих значительные объемы энергоресурсов. В целом же по стране в настоящее время объем неэффективного использования энергии равен годовому потреблению первичной энергии во Франции.
- Будут ли в программу приняты новые банки до конца текущего года?
- В этот период – не знаю, но то, что мы хотим расширять сотрудничество – это факт.
Нам было бы приятно поработать еще с одним банком из двадцатки крупнейших в России. Сейчас IFC ведет переговоры с рядом банков, но в них участвуют и региональные финансовые институты. Имена потенциальных партнеров IFC по нашей программе я пока не хотел бы раскрывать.
- После 2010 года этот проект перестанет существовать вовсе?
- Не совсем, после этого года мы только прекратим консультации банков. Они дальше будут сами кредитовать такого рода проекты своих клиентов и помогать им повышать энергоэффективность. Поэтому наша цель сейчас научить их выдавать такие ссуды, дать понять, что сбережение энергии не только снижает объемы загрязнения окружающей среды и улучшает экологию, но на этом еще и можно зарабатывать. Банк ведь в первую очередь - коммерческая структура.
- Есть ли уже сейчас такие кредитные учреждения, которые участвовали в программе, а сейчас продолжают развиваться в этом направлении самостоятельно?
- Да, это Татфондбанк, НБД-Банк, Independent Leasing и банк «Центр-инвест», которые одними из первых подключились к программе, а этим летом вышли из ее консультационной части. Эти банки продолжили уже самостоятельное предоставление кредитов на повышение энергоэффективности. На мой взгляд, у них это успешно получается.
- В чем выгода для банков от участия в проекте?
- Выгод довольно много: во-первых, российским предприятиям нужны деньги на модернизацию, этот рынок оценивается в сотни миллиардов долларов. Банки хотят и могут получить свою долю этого рынка. Во-вторых, банки заинтересованы строить долгосрочные отношения с клиентами – если банк не просто ссужает деньги, но еще и советует, как их разумнее использовать, второй раз клиент скорее всего придет в тот же банк. В-третьих, банки в ближайшем будущем тоже ждет острая конкуренция, в особенности с международными банковскими домами. Если на Западе банки давно и успешно освоили финансирование энерго- и ресурсосберегающих проектов (так называемый Sustainable banking или «устойчивое банковское финансирование»), то почему наши банки не могут это делать? Они могут и хотят! Они же понимают, что в банковском деле как нигде репутация непосредственно влияет на бизнес.
- А зачем заемщикам нужно брать не просто кредит, а кредит на повышение энергоэффективности?
- Для предприятий энергозатраты всегда были чем-то второстепенным. Но ситуация стремительно меняется. В ряде случаев мы видим, что проект окупается (включая проценты по кредиту) именно за счет снижения энергозатрат. Мы показываем предпринимателю: смотри, тебе выгоднее сегодня взять кредит и снизить энергозатраты – за счет этого снижения ты быстро рассчитаешься с банком. Для банка такой проект более выгоден, потому что снижение энергозатрат влияет на финансовое положение клиента, что, в свою очередь, означает снижение рисков. А что такое риск для банка? Чем ниже риск, тем лучше условия для клиента!
Этот проект помогает им понять, что можно не просто купить и поставить новое оборудование, а сделать это с учетом снижения затрат на энергию, что обернется экономией средств для них и снижением загрязнения воздуха планеты.
В России, к сожалению, многие предприятия не осознают важность экономии электроэнергии, так как в СССР она была практически бесплатной. Но сейчас стоимость энергии растет, а накопленные загрязнения окружающей среды не могут не заставлять думать об экологии. Поэтому важно, чтобы предприятия, особенно расположенные в регионах, осознали данные факторы и задумались о снижении энергозатрат.
Иногда, исходя из нашей практики, правильный выбор оборудования может снизить потребление энергии на 40-60%. Следовательно, это дает снижение издержек предприятия и рост прибыли.
Кроме того, малым и средним предприятиям очень трудно на собственные средства модернизировать основные средства и снижать потребление энергии. И реальной угрозой их бизнеса является рост стоимости энергии – повышение тарифов. Кредит может дать шанс такому предприятию снизить затраты и стабильно работать даже в условиях более высоких тарифов.
- Не могли бы Вы назвать цифры, которые бы отражали эффективность вашего проекта в России?
- Экономия энергии составляет около 340 тысяч мегаватт в год, ежегодное сокращение выбросов СО2 - около 80 тысяч тонн.
К концу 2010 года мы надеемся довести общий объем сокращения выбросов в атмосферу СО2 до 2 миллионов тонн.
- Каковы затраты IFC на реализацию этого проекта в России?
- Всего около 8 миллионов долларов. Сюда входит, расходы на обучение и помощь персоналу банков, аренда помещений, заработная плата сотрудников и прочее. Наша программа финансируется за счет средств IFC, Глобального экологического фонда, а также Датского энергетического агентства, Министерства занятости и экономики Финляндии и Министерства иностранных дел Финляндии.
- Ваш проект каким-либо образом сопрягается с нормами Киотского протокола?
- Этот документ предполагает возможность финансирования (покупки квот на выброс СО2) достаточно крупных проектов, осуществление которых серьезно снижает выбросы СО2. Мы же в основном (через российские банки) кредитуем малый и средний бизнес. Конечно, эти проекты имеют иной масштаб.
Для сравнения: проект может быть реализован в рамках нашей программы, если ежегодное сокращение выбросов СО2 составляет минимум 1 тысячу тонн, в рамках Киотского протокола – 50 тысяч тонн.
- Скажите, Вам что-нибудь известно о банках, которые не участвуют в программе IFC, но предоставляют ссуды на повышение энергоэффективности?
- Да, есть несколько банков, которые предлагают подобные ссуды, но их немного. Есть две лизинговые компании, предоставляющие в аренду оборудование, снижающее энергозатраты предприятия. Но я надеюсь, что очень скоро таких финансовых институтов в России станет больше.