Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, для РИА Новости.
15 ноября 1988 г. орбитальный корабль «Буран» многоразовой транспортной системы «Энергия – Буран», совершив два витка вокруг Земли и управляясь полностью автоматически, коснулся посадочной полосы с точностью, которой могли бы позавидовать опытные летчики. Это была первая в мире автоматическая посадка крылатого космического аппарата.
Работы по тяжелой транспортно-космической системе с многоразовым орбитальным кораблем начались в Советском Союзе в 1974 г. после назначения академика Валентина Глушко на должность главного конструктора НПО «Энергия». В качестве альтернативы «не оправдавшей ожидания» ракеты Н-1 им была предложена «комплексная ракетно-космическая программа», предусматривающая разработку средств выведения для развертывания и обеспечения лунной базы. Однако гораздо больший интерес к системе, аналогичной по возможностям и характеристикам американскому проекту Space Shuttle, проявили военные.
В ходе аналитических исследований, проведенных Институтом прикладной математики АН СССР и НПО «Энергия», было показано, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую космическую систему, получать решающее военное преимущество в плане нанесения упреждающего ядерного удара.
Вместе с тем эффективность военного применения «Бурана» у многих специалистов вызывала сомнение. Длительность предстартовой подготовки и довольно ограниченный набор азимутов – запусков не позволяли причислить его к оружию «быстрого реагирования».
Помимо решения оборонных задач декларировалось также активное применение «Бурана» для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов, доставки на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников, выполнение различных других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля – космос – Земля.
Впрочем, в отличие от американцев, советские специалисты не питали особых иллюзий по поводу экономичности многоразовой транспортной космической системы – расчеты показывали, что одноразовые ракеты эффективнее. Пуск «Бурана» обходился бы как запуск пары сотен носителей класса «Союз».
По сути, в целом «Буран» не имел реального ни военного, ни мирного применения. Да, он стал выдающимся достижением отечественной науки и техники, демонстрацией огромных возможностей страны, которая способна сделать все, что захочет, но, к сожалению, зачастую не знает, как потом распорядиться тем, что сделала. Очень скоро, в связи с распадом Советского Союза и нарастающими экономическими проблемами, руководству страны стало не до «Бурана», да и не до космоса вообще. Его первый орбитальный полет одновременно стал и последним.
Надо заметить, программы создания многоразовых космических кораблей и сегодня продолжают оставаться в центре внимания разработчиков большинства «космических» стран. Хотя до сих пор ни одна из этих программ, включая американскую Space Shuttle, не принесла ожидаемого успеха. При том, что обходятся они очень дорого. На создание «Бурана» ушло 12 лет и потрачено 14 млрд руб.
Из множества прорабатывавшихся вариантов советской многоразовой космической системы была выбрана двухступенчатая ракета-носитель пакетной схемы с параллельным расположением ступеней и боковым креплением к ней возвращаемого корабля. Преимущество данной схемы в ее универсальности, поскольку она позволяла осуществлять вывод на орбиту не только многоразового транспортного космического корабля (МТКК), но и других полезных нагрузок (массой до 100 т).
При проектировании орбитального самолета за опорные параметры брались характеристики американского шаттла. Однако, несмотря на внешнее сходство, основные конструктивно-технологические решения, принятые на «Буране», можно считать отечественными ноу-хау: перенести американскую технологию в советскую промышленность было невозможно даже теоретически.
Внешнее сходство «Бурана» и шаттла объясняется не копированием конструкции американского изделия, а схожестью технических требований, предъявляемых к подобным аппаратам, одинаковостью физических нагрузок при выведении на орбиту и, в особенности, в ходе посадок, т.е. определяемых баллистикой. В целом при общей схожести проектов в своей основе они совершенно разные.
У американцев деление на ракету-носитель и корабль практически отсутствует, так как без корабля система стартовать не может. То есть, данный комплекс нельзя применять для вывода на орбиту иных, кроме самого челнока, аппаратов, даже меньшей по сравнению с шаттлом массы. Американец садится с неработающими двигателями. Он не имеет возможности несколько раз заходить на посадку, поэтому на территории США предусмотрены помимо основной посадочной площадки еще несколько резервных.
При старте «Бурана» запускаются одновременно двигатели первой и второй ступени РН «Энергия». Отработав, первая ступень (4 боковых ускорителя) отстыковываются, а довывод корабля на орбиту осуществляется второй ступенью. Двигатели корабля используются уже на орбите для ее коррекции и маневрирования и схода с орбиты.
В отличие от шаттлов, в «Буране» была предусмотрена и система экстренного спасения на случай нештатной ситуации.
Таким образом и по универсальности, и в отношении безопасности «Буран» превосходил заокеанского конкурента. Но последний худо-бедно выполнил десятки полетов (в двух из которых, правда, случились катастрофы с гибелью космонавтов), а российский корабль, совершив единственный беспилотный рейс, канул в Лету. Самый масштабный, самый дорогой и продолжительный по реализации проект отечественной космонавтики был закрыт. По количеству затраченных материально-технических и финансовых ресурсов, человеческий энергии и интеллекта программа создания «Бурана» превосходила все предыдущие космические проекты СССР, не говоря уже о сегодняшней России. Грандиозные цели, намеченные в начале разработки корабля, в конечном счете, достигнуты не были.
К моменту закрытия программы (начало 1990-х гг.) было построено или велось строительство пяти летных экземпляров корабля. Корабль, слетавший в космос, погиб под рухнувшей на него крышей ангара, в котором он несколько лет до этого ржавел.
Второй летный корабль, предназначавшийся для еще одного полета в автоматическом режиме и стыковки с орбитальным комплексом «Мир», с апреля 2007 г. находится в музее Байконура.
Было также изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических и прочих испытаний. Макетно-технологический образец, обозначаемый как 1М ОК-МО.01 и предназначавшийся для дополнительных прочностных испытаний, был установлен в Москве в парке им. Горького сначала как кафе-ресторан, а затем переоборудован в аттракцион «Буран», космическое путешествие».
БТС-002 или «двойка», как его называли специалисты, внешне ничем не отличен от летавшего в космос. На нем были установлены четыре самолетных турбореактивных двигателя и он использовался для летных испытаний в земной атмосфере. На «двойке» отрабатывалась посадка в ручном и автоматическом режимах. После закрытия программы он несколько раз демонстрировался на Международном авиационно–космическом салоне в Жуковском. Легендарная машина трижды меняла владельцев, продавалась по подложным документам и, наконец, нашла последнее пристанище в Германии в частном Техническом музее.
И это все, что осталось от легендарного проекта, в который были вложены не только огромные деньги, но и знания, труд, многие годы жизни его создателей.